Законопроект, о котором идет речь, был внесен в Госдуму в конце сентября от имени депутатов Юрия Швыткина («ЕР»), Александра Ющенко (КПРФ) и Олега Николаева («СР»). За последний месяц к подписантам присоединились еще четыре единоросса. Эта инициатива, по всем признакам, из тех, что рождаются где-то в недрах исполнительной власти или администрации президента.
Докладывая на заседании профильного Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи суть законопроекта, г-н Швыткин напомнил: в 2015 году вступил в силу закон, который разрешил Генпрокуратуре признавать ту или иную иностранную или международную неправительственную организацию «нежелательной на территории РФ». Деятельность таких организаций запрещается, как и распространение их информационных материалов через СМИ или Интернет. На данный момент в реестре «нежелательных», с которым можно ознакомиться на сайте Минюста, — 11 организаций, в основном американских или британских. Среди них — фонд и институт «Открытое общество» Джорджа Сороса, «Национальный фонд в поддержку демократии» и британская «Открытая Россия». Эти организации, по словам г-на Швыткина, «негативно влияют на общественное мнение и настроения в России и ведут, будем говорить откровенно, подрывную деятельность», но ни один их сайт не заблокирован, «в том числе и из-за сложностей процедуры блокировки».
В пояснительной записке к законопроекту тоже говорится о якобы невероятно сложной процедуре, которая мешает блокировать сайты нежелательных организаций и ссылки на их материалы на сайтах российских СМИ и в Интернете в целом. Для блокировки нужно решение суда, куда с иском должна обратиться Генпрокуратура на основании сигнала, полученного от правоохранительных органов. Потом блокировку можно обжаловать, и в целом, заявил г-н Швыткин, «дело может тянуться до года».
Предлагается процедуру упростить, исключив из нее суд. Это означает, что в отношении сайтов нежелательных организаций и ссылок на них на любых других сайтах будет применяться процедура, активно используемая властями с 2013 года в отношении информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в несанкционированных массовых мероприятиях, когда Генпрокурор или его заместители по сигналу от любого органа власти любого уровня, а также «организаций или граждан» направляют в Роскомнадзор требование о блокировке распространяющего такую информацию ресурса.
Ссылка на то, что судебная процедура блокировки сайтов нежелательных организаций мешает правоохранительным органам бороться с подготовкой и распространением материалов, как говорится в пояснительной записке, «направленных на дискредитацию внутренней и внешней политики России» и формирующих «негативное общественное мнение и дестабилизацию обстановки в стране», выглядит странно: первые 4 «нежелательные» появились в реестре Минюста еще в 2015 году, и при желании все судебные инстанции, особенно учитывая специфику темы, без заминок были бы пройдены…
Профильный комитет инициативу депутатов единогласно поддержал. Глава комитета Леонид Левин («СР»), впрочем, сообщил, что к тексту законопроекта «есть замечания». «Отдельные положения нуждаются в согласовании» с нормами действующего законодательства, говорится в заключении комитета, но о чем именно идет речь, не уточняется. Г-н Левин позднее пояснил «МК», что речь идет лишь о «юридико-технической правке», что означает: ко второму чтению содержание законопроекта существенно не изменится.
Никаких проблем от этого закона для законопослушных российских СМИ в Госдуме не видят: по словам одного из депутатов, «надо быть безумцем, чтобы, зная, что организация признана нежелательной на территории РФ и распространение ее материалов запрещено законом, все равно давать ссылки на ее сайты…»