На очередном саммите Евросоюза в Брюсселе такую больную тему, как каталонский сепаратизм, не могли обойти стороной. Премьер-министр Испании Мариано Рахой от комментариев старательно уклонялся, зато другие европейские лидеры выразили ему свою поддержку. «Мы поддерживаем позицию испанского правительства, которая должна быть принята всеми сторонами», — подчеркнула канцлер Германии Ангела Меркель. — Надеемся, что решение будет найдено в соответствии с испанской конституцией». «Нынешний саммит должен быть отмечен посланием о единстве — единстве с государствами-членами, которые столкнулись с кризисами, единстве с Испанией и твердом единстве по вопросу Брекзита», — добавил президент Франции Эммануэль Макрон.
Единственным из европейских лидеров, который не заявил о солидарности с Мадридом, стал премьер-министр Бельгии Шарль Мишель. Ранее в интервью он осудил действия испанской полиции во время каталонского референдума. «Я продолжаю осуждать все формы насилия и призываю к диалогу. Ну думаю, что политическая эскалация — хорошая вещь», — цитирует бельгийского премьера газета El Pais». Такая точка зрения довольно схожа с позицией каталонского правительства, которое также обвиняет Мадрид в неоправданных репрессиях и убеждает его сесть за стол переговоров. Слова Шарля Мишеля уже вызвали негативную реакции со стороны Мадрида, который подчеркнул, что они «ставят двусторонние отношения в непростое положение», пишут бельгийские СМИ.
Председатель Европейского совета Дональд Туск предпочел обтекаемые формулировки. «У всех нас есть свои эмоции, мнения и оценки по этому поводу, но с официальной точки зрения нет никакой возможности для вмешательства Евросоюза», — прокомментировал Туск ситуацию в Испании. Председатель Европейского парламента Антонио Таяни был более категоричен, заявив: «Никто в ЕС не признает независимость Каталонии».
Скорее всего, отнюдь не на такую реакцию ЕС рассчитывал президент Каталонии Карлес Пучдемон, когда 10 октября объявлял о независимости автономного сообщества. «Мы призываем государства и международные организации признать Каталонскую республику в качестве независимого и суверенного государства», — произнес он с трибуны каталонского парламента.
После довольно прохладной реакции Евросоюза на подобное предложение, успешное «свободное плавание» Каталонии кажется еще более неосуществимым сценарием. Как ранее подчеркивали эксперты, одновременный выход молодого «государства» из состава Испании и Евросоюза повергнет ее экономику в шок. Лишенная преимуществ единого европейского рынка и огражденная высокими пошлинами, непризнанная республика очень быстро столкнется с тяжелым экономическим кризисом, который заставит многих каталонцев пожалеть о своем решении.
И некоторые негативные последствия затеи с отделениям уже видны. Так, за две недели, прошедшие со дня референдума, туристический поток в Каталонию упал на 15%. И это при том, что туристическая отрасль является немаловажной статьей дохода автономного сообщества: в прошлом году она обеспечила 12% его ВВП.
Разумеется, такой вариант развития событий реализуется только в том случае, если Мадриду не удастся эффективно задействовать статью 155 Конституции страны. Согласно этому положению, центральное правительство Испании может принудить власти автономного сообщества к выполнению обязательств, предусмотренных основным законом страны. То есть фактически распустить региональный парламент и на время взять управление автономией в свои руки. Для этого центральное правительство сначала должно выработать конкретные шаги на совещании кабинета министров (именно оно намечено на субботу), а потом представить их для одобрения в Сенате.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал