Предыдущий партийный съезд проходил в Китае в 2012 году. Именно тогда пост генсека КПК и по совместительству председателя КНР получил Си Цзиньпин. Вторым человеком в Компартии стал премьер-министр Госсовета Китая Ли Кэцян. Ожидается, что оба они сохранят свои посты на ближайшие пять лет. В пользу этого говорит не только сложившаяся традиция (как правило, руководящий «тандем» в Китае правит два пятилетних срока подряд), но и то, что Си Цзиньпин за последние годы существенно укрепил свои позиции в КПК.
Начатая им антикоррупционная кампания позволила ему как заработать популярность в народе, так и привести на ключевые должности своих сторонников. В 2016 году Пленум даровал Си Цзиньпину титул «ядра» партии, который хоть и не добавлял ему никаких официальных полномочий, но зато закреплял за ним лидерские позиции на психологическом уровне.
Тем не менее грядущий съезд КПК должен привести в ряды руководителей Поднебесной «свежую кровь». Высшим руководящим органом Китая де-факто является Постоянный комитет Политбюро Коммунистической партии. В него входят семь человек и как минимум пять из них, скорее всего, покинут свои посты после XIX съезда. Установленная Дэн Сяопином система власти в КНР основана на принципе коллективного руководства и постоянного обновления элит, хотя Си Цзиньпин явно стремится сосредоточить в своих руках как можно больше рычагов правления.
«Все съезды КПК обязательно означают изменения, — подчеркнул в разговоре с «МК» руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН Андрей Виноградов. — На них принимаются планы социально-экономического и политического развития на следующие пять лет. Во-первых, все ждут изменений в отчетном докладе о международном положении, о внешней политике Китая. С момента предыдущего съезда генеральный секретарь Си Цзиньпин выдвинул целый ряд инициатив — экономический пояс «Шелкового пути», морской «Шелковый путь» и несколько других, касающихся сотрудничества и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все эти политические инициативы Си Цзиньпина должны быть концептуализированы и получить санкцию высшего партийного органа. Китай сейчас фактически стал более влиятельным на международной арене, но он еще должен определить свое новое место в мире на теоретическом уровне.
Второй важный момент — это, конечно, смена экономической модели. Нынешняя модель ориентирована на дешевую рабочую силу. За счет этого обеспечивалась конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке. Теперь в результате экономического роста стоимость рабочей силы тоже повысилась, и Китай должен перейти на новую модель. Как это сделать — вопрос довольно сложный. Си Цзиньпин все время говорит о необходимости перехода на инновационную экономику. Думаю, что готового решения нет, но какие-то общие направления на съезде будут определены.
Следующая тема не так очевидна. Дело в том, что Си Цзиньпин, как известно, ведет активную внутреннюю политику и на сегодняшний день занимает где-то 16 высших постов в государстве. Большинство из них появились во время его пребывания на должности генерального секретаря. Не исключено, что на съезде будут приняты изменения в составе высших партийных органов. Возможно, введут пост председателя ЦК. Это пост, который был у Мао Цзэдуна и который был упразднен в 1981 году. Но это не единственный вариант. Вероятно также, что будут приняты дополнения в устав КПК, которые предъявят более высокие требования к вступающим в ряды партии и к ее членам. Это связано с антикоррупционной кампанией и с общей борьбой за оздоровление нравственного климата в китайском обществе».