«Признать Telegram Messenger LLP виновным в совершении административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 800 тысяч рублей», — огласила решение судья. При этом она уточнила, что деньги Дурова не пропадут бездарно, а пойдут в бюджет Москвы.
Чего именно хочет от Дурова ФСБ? Речь идет о выдаче «ключей шифрования», которые, говоря простым языком, дадут спецслужбам среди прочего доступ к личной переписке пользователей.
Чтобы не делать этого, у Дурова есть два весомых аргумента. Во-первых, по его мнению, с которым согласны многие интернет-эксперты, юристы и правозащитники, так называемый «пакет Яровой», который дал ФСБ законное право наехать на Дурова, противоречит Конституции РФ. Ведь там черным по белому написано: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Действительно, хотя мессенджеры в Конституции не названы, очевидно, что они тоже должны попадать под действие статьи. Впрочем, автор законопроекта, депутат от «Единой России» Ирина Яровая, а вслед за ней большая часть депутатского корпуса считают иначе.
Но на этом аргументы Дурова в пользу отказа выполнить требование ФСБ не заканчиваются. Предоставить «ключи шифрования» он попросту не может, ведь они генерируются автоматически и администрация сервиса ими не располагает.
Когда в отношении Павла Дурова со стороны спецслужб прозвучали первые звонки, стало ясно, что на тернистый путь он вступил из-за собственной ошибки, а именно: добровольно согласившись внести Telegram в реестр Роскомнадзора. Впрочем, кто же мог предположить такие последствия? Ведь сам глава ведомства Александр Жаров в эфире федерального канала заявил, что о доступе к личной переписке речи не идет. В защиту Жарова можно сказать, что доступ к переписке требует не Роскомнадзор, а ФСБ. Другой вопрос, должны ли ведомства делить ответственность или хотя бы отвечать за действия друг друга (он риторический).
«Насколько я знаю, о блокировке речи пока не идет», — сказал в ответ на вопрос журналистов пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но так ли это? По официальным данным, в течение 10 дней у Дурова есть возможность обжаловать приговор суда. Если же сделать этого не удастся, то 15 дней на то, чтобы «исправить нарушения». Если требование выполнено не будет, то Роскомнадзор должен мессенджер заблокировать. Это официальная версия — что же будет на самом деле?
Как пояснил мне юрист организации «Роскомсвобода», которая известна по громким делам о защите прав интернет-пользователей, Саркис Дарбинян, первые действия Роскомнадзора после вступления решения в силу — блокировка сайта telegram.org и оказание давления на магазины с целью удалить оттуда соответствующее приложение. После этого самое сложное — ограничение доступа к серверам. Как показывает опыт, по словам Дарбиняна, Роскомнадзор не может этого сделать. Эксперт отмечает, что у мессенджера Дурова есть способ построения так называемых мостов, так что доступ в приложение будет осуществляться через другие страны.
Несмотря на то что Telegram, как мы выяснили, заблокирован окончательно быть не может, если только в России не заработает полностью автономный Интернет, как в Китае, Дуров решил обжаловать приговор в суде. Он публично заявил о таком намерении и объявил о том, что собирает команду юристов.
Как удалось выяснить «МК», в их число могут войти и специалисты «Роскомсвободы». По словам Саркиса Дарбиняна, они полностью разделяют позицию Дурова и готовы защищать ее в суде, если он решит принять их помощь.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram