Победу демократических кандидатов на муниципальных выборах в Москве можно сравнить со свадьбой, которой заканчиваются сказки или фильмы. Дальнейшая семейная жизнь порой в красивый канон не вписывается.
После того, как в Хамовниках победили «Единую Россию» и на сайте проекта Дмитрия Гудкова напротив фамилий выигравших депутатов появились симпатичные зеленые кружочки («Гудков, «Яблоко», ПАРНАС»), началась борьба за пост председателя Совета депутатов.
Очевидным претендентом на этот пост стала шедшая на выборы под эгидой «Яблока» Александра Парушина. Парушина была и депутатом прошлого созыва — вдвоем с коммунистом Андреем Воронковым они в местном совете противостояли одиозным решениям остальных мундепов и с активистами из района остановили множество проектов, нарушающих интересы жителей Хамовников. Лидер московского «Яблока» Сергей Митрохин также принимал прямое участие в этих акциях.
Во время предвыборной кампании Парушина поддержала кандидатов из «списка Гудкова-Каца» - в частности, оппозиционного журналиста Илью Азара. Но сама Александра, как и часть активистов, которых она объединила для выдвижения, будучи уверенными в собственных силах, не использовали гудковский проект. Хотя неожиданно для них самих некоторые члены "команды Парушиной" появились в списке Дмитрия Гудкова.
И наоборот — некоторых кандидатов из «команды Парушиной» в штабе Гудкова предлагали "отфильтровать", однако понимания не встретили. Логика была объяснима: почему именно Максиму Кацу, который, как известно, отсеивал потенциальных кандидатов из проекта по ряду не всегда прозрачных критериев, решать, кто из уже хорошо известных в Хамовниках активистов достоин избираться, а кто — нет?
Теперь жители Хамовников, проголосовавшие за Парушину и ее соратников, а также людей из списка Гудкова-Каца, которых она рекомендовала избирателям, с недоумением наблюдают за конфликтом. Причиной которого, судя по всему, стало нежелание подчиниться г-ну Кацу и его борьба с главой московского «Яблока» Митрохиным.
Универсальная технология
Напомню предысторию годичной давности. Роман Максима Каца с «Яблоком» (до тех пор он партию совсем не жаловал) начался во время предвыборной кампании в Госдуму летом 2016-го. Бывший профессиональный игрок в покер, Кац к тому времени уже поработал муниципальным депутатом района Щукино и три года как расстался с Алексеем Навальным. В штабе Навального он трудился перед выборами мэра Москвы (был изгнан за две недели до голосования из-за конфликта с главой штаба Леонидом Волковым, история продолжилась взаимным полосканием грязного белья).
В федеральный список «Яблока» на думских выборах вошел Дмитрий Гудков, он выдвигался и как одномандатник — Максим Кац возглавил его штаб. Кац привнес в работу штаба современные технологии, которые раньше опробовал на проектах по защите московского троллейбуса и обустройству городской среды.
Концепция вкратце: предлагается план действий (развитие сайта, печать листовок, газет, пошив жилеток, набор волонтеров или сотрудников за небольшие деньги, переводы иностранных исследований «по теме», приглашение специалистов с лекциями и прочая). Объявляется сбор пожертвований онлайн — фандрайзинг. Ну а дальше, собственно, работа, отчеты и продолжение сбора средств.
Когда Гудков сделал Каца главой штаба, он забросил прежние проекты. На спасение троллейбуса к тому моменту было собрано несколько миллионов рублей, однако Кац сетовал: «Ещё не возникло достаточно большой постоянной группы жертвователей, которые участвовали бы в проекте на постоянной основе.... Нужно немало денег, а собираются они уже медленней».
«Троллейбусную концепцию» Кац развил для Гудкова. Все вроде шло успешно, но за четыре дня до выборов в Госдуму Максим вдруг объявил, что закрывает все полевые штабы, поскольку деньги кончились: «Ситуация такова, что остро не хватает 2 миллионов рублей, для хорошего завершения не хватает 3 миллионов».
Другие политики назвали этот ход большой ошибкой, поскольку он дезориентировал гудковский электорат. Однако обеспокоенные избиратели в итоге перечислили даже больше трех миллионов, и полевые штабы распускать не пришлось.
Перед выборами Кац, пропев немало дифирамбов Григорию Явлинскому, вступил в «Яблоко». Он объяснил свое решение тем, что теперь, «поварившись внутри», составил гораздо лучшее мнение о партии.
Гудков проиграл выборы Геннадию Онищенко, уступив ему в Тушинском одномандатном округе Москвы не так много — 6 процентов («Яблоко» по федеральным списках заняло на тех выборах шестое место по России с результатом 1,99%). Кац написал на следующий день грустный комментарий, обвинив во всем избирателей: «Часть наших сторонников активна — прекрасные люди приходят помогать, жертвуют деньги. Но той части общества, которая с нами согласна по сути, лень выйти на 30 минут из дома в день голосования». И объявил, что на год уезжает учиться в Шотландию, в Глазго, чтобы наконец получить полноценное образование.
Из Глазго Кац сообщил: он, будучи членом московского регионального отделения «Яблока», решил его реформировать, так как у отделения «много проблем», и избраться его главой вместо Сергея Митрохина. «Этот план не согласован ни с Явлинским, ни с Митрохиным», - уточнил Кац.
Он снова использовал универсальную технологию: призвал граждан вступать в «Яблоко», процедуру по оформлению документов унифицировал. Чтобы граждане, став членами московского отделения, смогли проголосовать «за реформы» и, соответственно, избрание Каца.
Между делом Максим признавался, что крайне заманчиво было бы провести президентскую кампанию, но пока нет ни соответствующих кандидатов, ни сил, а главное — миллиарда рублей.
Сергей Митрохин резко отреагировал на инициативу Каца, дальнейшее их противостояние только нарастало.
«Это помощь единороссам»
Перед муниципальными выборами в Москве Гудков и Кац запустили проект для независимых кандидатов все по тому же принципу онлайн-конструктора. Большинство утвержденных в проекте участников формально выдвигались под эгидой «Яблока». Казалось бы, партия получала двойной профит: объединенные силы, новые лица, тем более, что на фоне настроений москвичей шансы победить в разных районах были велики.
Но возникли и минусы. Главный — конфликты с местными активистами. Как уже говорилось выше, кто-то внезапно обнаружил себя в списке Гудкова-Каца и потратил немало усилий на то, чтобы исключить себя оттуда. Кто-то — например, эколог Ярослав Никитенко из района Хорошево-Мневники, был выкинут из списка по причине разногласий с Кацем и в итоге не выборы не пошел вообще. «Не любит районных активистов», - кратко описал Никитенко причину конфликта. Кстати, в Хорошево-Мневниках потом при выборах председателя муниципального Совета случился конфуз: прошедший через все фильтры в проекте Гудкова-Каца депутат Алексей Кочетков проголосовал за единоросса.
Дмитрий Баранов (Северное Измайлово) удалился из списка из-за исключения Кацем соратников.
«Ушел я в знак протеста против удаления с проекта члена нашей команды Юрия Соловкина из 3-го избирательного округа. Его удалил Кац за то, что Юрий Соловкин борется против платных парковок в нашем районе, - объяснял Баранов. - Когда была объявлена регистрация на сайте, условием прохождения регистрации были три условия:1) не путинист, 2) не сталинист, 3) не нацист. Люди пошли регистрироваться на сайт. Через некоторое время, когда сайт набрал достаточно людей, Кац решил в одностороннем порядке дополнить оферту четвертым пунктом: "не борец с платными парковками"... Я считаю, некорректно сначала звать людей на проект, а потом их вот так выкидывать. Такой "помощи" нам не надо. Это помощь единороссам».
Все это на фоне выдающихся для демократов результатов выборов в ряде московских районов было бы можно считать мелкими местечковыми инцидентами, если бы не лобовая атака Каца на победивших без его участия кандидатов.
«Непотребная ситуация»
Александра Парушина из Хамовников оказалась для Максима «идеальной мишенью»: она работала в районе вместе с Митрохиным, отбивая точечные застройки и неудачные проекты благоустройства (совет московского отделения «Яблока» поддержал ее кандидатуру на пост председателя Совета мундепов). Она провела в депутаты 7 не зависимых от Каца человек - отказавшись исключить из своей команды тех, кто не нравился Кацу или «занимал места» кандидатов из списка Гудкова.
В сентябре в Хамовниках случилось исключительное событие. Благодаря журналистке «Коммерсанта» стало известно: депутаты прежнего созыва решили под занавес устроить внеочередное заседание и назначить себе поощрения за работу. На заседание пришли новые народные избранники, в их числе Илья Азар и Александра Парушина. Поощрить себя у прежнего Совета не получилось. Казалось бы, ура.
Г-н Азар описал эти события так: «Нина Гущина (бывшая глава совета, с треском проигравшая выборы) сначала предложила поощрения принять, потом изменила мнение на «отложить решение на заседание нового (нашего) совета», но после сопротивления депутата Александры Парушиной от «Яблока» (которая почему-то хотела выдать поощрения сейчас же) Гущина вдруг предложила коллегам вообще отказаться от поощрений за сентябрь».
К счастью, вскоре появилось видео заседания, и стало ясно: ничего о «немедленной выдаче поощрений» Александра не говорила. Она, наоборот, заявляла о коррупционной составляющей в распределении этих денег. На призывы возмущенных подтасовкой фактов избирателей извиниться перед Парушиной Илья Азар не ответил...
Первое заседание уже нового Совета состоялось 5 октября и кончилось за полночь. Пришли около сотни жителей Хамовников, а также Сергей Митрохин и Максим Кац. За кандидатуру Парушиной на пост председателя проголосовали 7 человек, за кандидатуру Анны Лукьяновой — 8, из «списка Гудкова». Нужного количества голосов не досталось никому. Снова выбирать председателя депутатам придется 19 октября...
Кац, вдохновлявший депутатов из своего с Гудковым проекта, назвал в соцсетях произошедшее «непотребной ситуацией». Он обвинил пришедших жителей Хамовников в том, что они «были натренированы на срыв публичных слушаний» и использовали методы единороссов. Отдельно досталось, конечно же, Сергею Митрохину. «Реальность такова, что Александра Парушина не смогла сформировать нужную коалицию и поэтому председателем не будет», - заключил Кац.
Жители, бывшие на заседании, восприняли события иначе. Одних неприятно поразило поведение «команды Каца-Гудкова». Другие искренне не понимали причины неприязни к Парушиной — ведь второй кандидат, Анна Лукьянова, в районе не очень известна, у нее мало опыта. За несколько недель, прошедших с выборов, Анна не проявила особой активности, на заседании она выступала не ярко... И, конечно же, очень многих оскорбило обвинение в ангажированности и сравнение с единороссами.
Федеральное руководство «Яблока» никак не комментирует ситуацию с оскорблениями в адрес избирателей одного из ключевых московских районов. А зря. Поскольку перед предстоящими выборами оно может получить массу неприятных сюрпризов. Неразрешенное противостояние Митрохина и Каца, шельмование депутатов, которые сейчас избрались от «Яблока»,и потенциального электората - это, вероятно, лишь начало.
Митрохин и Гудков заявили о намерении выдвинуться на пост мэра Москвы в 2018 году. Вопрос о кандидате в мэры от «Яблока», недавно сообщил Григорий Явлинский (он сам будет кандидатом в президенты), решится по итогам праймериз, процедура которых остается непонятной. Предполагалось, что между Митрохиным и Гудковым пройдут дебаты из пяти раундов. Цитирую Явлинского: им «оценку даст партия, муниципальные депутаты, журналистское сообщество». Гудков от дебатов между тем оказался, дав понять: Митрохин ему не конкурент, да и дебатировали они уже не раз... Глава партии Эмилия Слабунова, отвечая на вопрос о возможном расколе «Яблока», отделалась общими словами, списав все на «эмоции после муниципальных выборов» и понадеявшись на торжество демократии.
Имидж Дмитрия Гудкова тоже страдает от поведения главы его штаба, не проявляющего дипломатических чудес. Чем активней «давит» Кац, тем больший диссонанс чувствуют москвичи, которые выбрали своих районных активистов и, естественно, хотели бы видеть в мунсоветах не противостояние, а работу по конкретным вопросам на новом уровне.
И все же на заседании Совета в Хамовниках случилось кое-что очень хорошее. Кроме выборов председателя, депутаты занялись столь приземленными темами, как перенос автобусных остановок, разрушение памятников культуры и проблемы с капремонтом. Эти обсуждения прошли как раз очень спокойно. Большую часть проектов подготовила «команда Парушиной». Решения принимали единогласно. Единоросс Нина Гущина, формально оставшаяся главой, будет обязана утверждать решения нового Совета, пока не избран следующий председатель.
«Нужно попробовать объединяться и идти единым фронтом, а не раскалываться. К сожалению, именно так и гибнет большинство хороших начинаний», - написал один из жителей Хамовников. Это в равной степени относится и к большой политике в стане демократов, и к «маленьким делам» муниципальных депутатов.