Новые муниципальные депутаты: сотрудничество с оппозицией и уроки духовности

Как свежеизбранные представители местной московской власти обустраиваются на службе

Муниципальные выборы закончились почти месяц назад, 10 сентября. Время собирать новые камни, а где-то карман оттягивают еще старые. В Красносельском районе, как оказалось, председатель предыдущего собрания ездил на машине с водителем за счет муниципалитета. Прошлые депутаты в Хамовниках не могли расстаться с работой и решили собраться еще раз, чтобы выписать себе по премии…

Да и вообще: эти выборы в порыве радости прозвали «маленькой революцией оппозиции», однако по факту большинство районов остались за партией власти.

Как работают депутаты разных партий в меньшинстве? Что изменится в районах, где собрание сменилось почти или полностью? Чтобы понять это, «МК» поговорил с четырьмя депутатами. Один работает в собрании, где большинство у самовыдвиженцев, другой — где большинство у партии власти. Наш третий герой — оппозиционер, оказавшийся в окружении депутатов из «Единой России», четвертый — глава муниципалитета, куда избрался один единоросс.

Что же может объединить таких разных людей?

Как свежеизбранные представители местной московской власти обустраиваются на службе
Фото: ivcons.ru.

Илья Светиков, председатель собрания независимых депутатов: «Нам не нужна вторая Госдума»

Справка «МК»

В предыдущем составе совета района Куркино из 10 человек было пятеро независимых жителей района, четыре места занимала «Единая Россия», а а еще одно — «яблочник» (как ни странно, лояльный единороссам). Переизбрались три человека — все независимые жители района. Принцип формирования команды: все участники — беспартийные, никто не работает в органах власти или бюджетных организациях, все живут в Куркине, все занимаются общественной работой не первый год. Команда из 10 самовыдвиженцев обошла 52 конкурента и заняла все места в совете. Председателем муниципального собрания уже второй раз становится Илья Светиков, независимый депутат района Куркино.

О партийности. Нас не надо причислять к оппозиции. Мы в некотором смысле одинаково отрицательно относимся ко всем партиям, потому что считаем, что ни одной партии, заслуживающей доверия, на данный момент не существует. Вторая позиция — на местном уровне как таковой политики нет. Она появляется с уровня Мосгордумы. Основная задача здесь — отстаивать интересы территории, на которой проживаем, и взаимодействовать с любыми общественными объединениями, партиями, органами власти, которые помогают в развитии территории на благо жителей, и препятствовать им же, если у них есть планы, идущие в разрез с намерениями жителей.

О команде прошлого созыва. Пока делать выводы и сравнивать нас с предыдущей командой рано. Я не могу сказать, что нам мешала «Единая Россия». Вообще, партийность того или иного депутата нечасто напоминала о себе. Нет, работала команда, были определенные результаты. Не часто, но влияние — неважно, управляющих органов или партии власти — проявлялось, и в случае возникновения конфликтов этими депутатами принималась сторона не жителей, а тех, кто их выдвигал. Это логично. Были попытки у «ЕР» отстаивать интересы города и городских проектов, которые большинство жителей не поддерживало. Например, нам в центре района, там, где мы проводим все праздники, хотели построить большую автобусную станцию конечных экспресс-маршрутов. У нас район считается экологически чистым, и такое «счастье» жителям не нужно. Народ единым фронтом вышел, выступил против, давление на Совет депутатов было серьезным, но мы — при одном воздержавшемся члене «ЕР» — все равно развернули этот проект. При этом было множество проектов, которые мы реализовали совместно с городом и, по сути, с правящей партией. Нам все равно, кто инициатор того или иного проекта: если это не в интересах жителей, мы будем искать способы отменить его, если в интересах — поддержим и поможем.

Фактически у «Единой России» не было большинства. А если бы было — думаю, они бы голосовали иначе и иначе себя вели. А так мы даже по сложным вопросам находили консенсус и договаривались. В Куркине не должно быть второй Госдумы, которая голосовала бы за все единогласно…

О неожиданностях. Была жесткая предвыборная кампания, и партия власти, равно как и оппозиция, бросила серьезные ресурсы на эти выборы. И для меня было неожиданным, что проигравшие стороны (в первую очередь — от партии власти) продолжают заниматься антипиаром даже сейчас. Например, в рамках предвыборной кампании распространялись разные лживые истории, что предыдущий созыв якобы продал землю в особо охраняемых природных территориях под застройку. А ведь даже полномочий у депутатов таких нет! Выборы прошли, а проигравшие все равно пытаются пустить какую-то ложную информацию в соцсети, что народ ошибся, сделал неправильный выбор… Но по большому счету это ни на что повлиять не может.

О полномочиях муниципальных депутатов. Обычно о недостатке полномочий говорят те, кто не может справиться с существующими или даже не знают, что они собой представляют. «Мы ликвидируем управы и передадим всю власть в органы местного самоуправления» — это, конечно, красивый лозунг и, возможно, светлое будущее. Но перед тем, как чего-то требовать, муниципалы должны работать как часы с теми полномочиями, которые у них сейчас есть. Огромное количество органов местного самоуправления непрофессионально исполняют свои обязанности.

Да, непосредственно своими решениями мы не можем влиять на все вопросы, связанные с развитием района. Если говорить о строительстве, то мы можем согласовать или отменить лишь небольшую часть решений: строительство гаражей и храмов и небольших инвестиционных объектов. Но, как показала практика наших пяти лет, если есть желание, мы можем взаимодействовать с разными органами власти, в т.ч. префектурой, Москомархитектурой, и разворачивать ситуацию в сторону жителей. Для этого есть все возможности — надо только встать с дивана. Если какая-то реформа и будет, то она должна быть плавной и постепенной.

О первостепенных задачах. Первое: у нас открылась общеобразовательная школа и осложнилась дорожная ситуация вокруг — много детей, машин… То, чем мы занялись непосредственно сейчас, это выработка предложений по оптимизации потока. Второе: надо выработать предложения по застройке района. Не снята проблема по постройке автостанции — хотим еще раз о ней напомнить городу. И третье: будем формировать совместно с управой и профильными департаментами программу озеленения на следующий год.

Фото: pokrov-streshnevo.mos.ru.

Денис Олешкевич, один «яблочник» среди единороссов: «На меня уже начали давить»

Справка «МК»

В собрании района Савеловский — одиннадцать депутатов от «Единой России» и один «яблочник». В прошлом созыве было четыре человека от КПРФ, остальные самовыдвиженцы, по факту — единороссы. Для Дениса Олешкевича, депутата от партии «Яблоко», это первый созыв.

О работе в меньшинстве. Я в совете один, но по факту у меня большая группа поддержки. Все кандидаты, которые шли с нашего фланга, никуда не пропали. Они ходят со мной на собрание (как жители), помогают, посвящают меня в проблемы района. С другими депутатами можно договориться. Я думаю, что их можно переубедить, подобрать слова… На самом деле все решают жители. Чем больше людей мы вовлекаем в политику, тем больше шансов что-то поменять. У нас есть человек 20 активных сторонников, и задача в том, чтобы «разбудить» всех остальных. Любой депутат увидит, что люди против, — и что, он будет голосовать не в интересах жителей?..

— Вообще-то да.

— Тогда жители это увидят и поймут, что в мелких вопросах «Единая Россия» помогает, но глобальных задач решить не может.

Об отношениях с коллегами. Им со мной не обязательно договариваться и считаться. Причем это уже видно. Мы голосовали за то, кто в какую комиссию будет входить. Я захотел в одну комиссию, но они провели голосование и решили меня туда не пускать. Меня поддержала только директор школы, в которой я учился. Но пока мне рот не затыкают. Я вот рассказывал, что у нас дорогу подтапливают. Мне ответили, что да, в ближайшие годы проблему решим. Мне активисты, которые не первый год занимаются районом, посоветовали поменьше общаться с коллегами: мол, они говорят одно, делают другое. Я пока такого не заметил — может, они стараются быть помягче.

О давлении и рабочих вопросах. Все происходит так. Председатель говорит: вот, у нас в районе пройдут праздники, мы их каждый год утверждаем, кто за, кто против… Обсуждения очень мало. И если заранее не подготовиться, то можно так и не понять, что происходит. Приходится самому во все вникать. Крупные проблемы пока не обсуждали.

3 октября были публичные слушания о строительстве в районе ТПУ и трех небоскребов рядом. Собрался полный зал, мы пришли чуть пораньше и видели, как приходят другие жители: женщины пенсионного возраста, их кто-то позвал. Мы позвали Митрохина: он всегда приезжает на такие важные мероприятия. Была чуть ли не драка, потому что людей не хотели пустить сразу, а пускали по пять человек. Мы смогли зайти одними из первых и занять если не первый ряд, то третий-четвертый. Там были крепкие ребята, человек шесть-восемь. Такое давление выглядит неприятным. Я хотел пройти к микрофону другим путем, и меня один из крепких молодых людей схватил за руку, держал, не пускал. Потом пропустил. Я выступил, Митрохин выступил… Депутаты от «Единой России» сидели и молчали.

Ольга Макаренкова, депутат-единоросс: «Мы думаем о духовном»

Справка «МК»

В прошлом совете района Бибирево (2012 год) было 16 человек. Среди них 10 самовыдвиженцев (читай — «ЕР»), по одному представителю ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России». В новом созыве депутатов не оказалось представителей иных политических партий, кроме «Единой России». Один из депутатов собрания муниципального округа Бибирево — Ольга Макаренкова.

Что изменилось в Совете депутатов района с новым созывом. Для меня этот депутатский созыв — уже четвертый. После сентябрьских выборов из 15 прошлых депутатов остались шестеро, а девять человек пришли совершенно новеньких. Конечно, каждый раз, когда приходят новые люди, работа начинается немножко другая.

Учитывая недочеты, ошибки прошлых созывов, депутаты нового созыва стараются усовершенствовать работу. При этом новые депутатские силы, конечно, действуют активнее. Ведь они до недавнего времени были обычными жителями района и смотрели на работу Совета депутатов «снаружи». Теперь у них есть возможность свой опыт простого обывателя, обычного жителя, учесть.

Пока что у нас было всего одно заседание, но уже начали работать комиссии, рабочие группы. Уже идет депутатская работа.

Об основных проблемах, которые придется решать новому созыву депутатов. Например, я возглавляю комиссию по ЖКХ. Помимо идущей подготовки к зиме сейчас в Бибиреве есть важная проблема с транспортом. Машины есть фактически в каждой семье, а у кого-то — по две и три. Отсюда — транспортный коллапс. Поэтому стоит вопрос об установке шлагбаумов во дворах. Хотя бы потому, что дети в сентябре пошли в школу, нужно их обезопасить.

Но благоустройством района — жилищного фонда, дворовых территорий — наши планы не ограничиваются. Жизнь на этом не останавливается. Сейчас я вижу задачу депутатов района думать не только о материальном, но и о духовном.

О муниципальных депутатах как психологах. Вообще, депутатам приходится очень многое делать: идут постоянные встречи с жителями, на которых поднимаются острые проблемы. Не всегда просто их решить: многое зависит от финансирования, поэтому, чтобы все сделать и чтобы все у нас блистало, нужны средства. Но не всегда так: многое можно сделать и без денег.

Связь с жителями — пожалуй, основа депутатской деятельности. Чтобы решать проблемы района, надо его в первую очередь глубоко знать. А для этого нужно как можно чаще общаться с жителями — причем такие встречи устраивать не только приглашая их к себе, но и непосредственно во дворах, на территории. Что мы и делаем. Получается тесный контакт со всеми жителями.

Основная задача депутатов — чтобы жизнь в районе была более комфортной, чтобы жить было легче не только материально. Очень многие нуждаются в общении, это одинокие люди. Для них важно, чтобы депутаты, администрация района были к ним предельно внимательны. Это не значит, что людям некому воды подать: у нас работают центры социального обеспечения. Но и досуг организовать, и сделать так, чтобы человек чувствовал себя востребованным, — это тоже очень важно.

— То есть депутаты теперь — еще и психологи?

— Конечно! Это тоже забота депутата: мы должны находить таких людей и помогать им социально адаптироваться. Многие становятся ненужными, потерянными — ранее, может быть, они были очень активными и много сделали, а теперь глубоко переживают свою невостребованность. Сейчас ведь у нас в стране довольно высокая безработица, люди теряют смысл жизни, а дети выросли и заняты своими проблемами. Так что депутат — тот человек, который помогает не только в благоустройстве территории, но и в благоустройстве души человека. Чтобы он не чувствовал себя ненужным своему родному городу. Только тогда можно стать счастливым.

Андрей Морев, глава собрания, в котором один «единоросс»: «Нам нечего делить»

Справка «МК»

В Совете депутатов МО Якиманский предыдущего созыва состояли 9 человек — самовыдвиженцы и представители партий: «Единая Россия» (5 человек), КПРФ, «Справедливая Россия» и «Парнас» (по 1 человеку). По итогам недавних выборов состав обновился полностью: теперь в совете 10 депутатов, 9 из которых выдвинуты партией «Яблоко». Правящую «Единую Россию» в одиночестве представляет главврач городской поликлиники №68 Наталья Кузенкова. О работе с ней рассказал глава собрания, «яблочник» Андрей Морев.

О единственном единороссе в совете и о его влиянии. Состав Совета депутатов сейчас получился такой, что о политических трениях говорить было бы бессмысленно. Влияние Натальи Николаевны — единственного депутата от «Единой России» — незначительно: вы же понимаете, что когда одиночка представляет одну партию, а девятеро — другую, о борьбе на этом направлении не может быть и речи…

Свидетельство тому — первое заседание нашего Совета депутатов. По вопросу о выборах главы муниципального образования Кузенкова воздержалась, а по всем остальным вопросам, которые у нас были, проголосовала солидарно с нами. По сути нам оказалось нечего делить, и это прекрасно.

О политике в работе муниципальных депутатов. Есть или нет политика в работе Совета депутатов — зависит только от людей. У меня подход такой: будем работать со всеми. Да, нас — большинство — избрали при поддержке партии «Яблоко», но, с другой стороны, у нас в районе живут люди совершенно разных взглядов — от крайне левых до крайне правых. С моей точки зрения, мы избраны для того, чтобы помогать населению жить лучше в нашем районе. Мы поэтому готовы разговаривать с коммунистами, анархистами, единороссами — со всеми. Важен человек, а не его партийная принадлежность.

Именно так, кстати, я и сказал Наталье Николаевне на первом собрании. Если она захочет работать — добро пожаловать в нашу команду. Если не захочет — то, так как ее выбрали избиратели, она ответственна не перед нами, а перед ними. Им и оценивать, как она работает.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Член совета директоров Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов:

Честно говоря, оппозиция за первый месяц работы не поразила ничем хорошим. Перессорились уже не по одному разу. Возникает ощущение, что они сами не предполагали, что куда-то изберутся и им придется работать. Шли, что называется, для хайпа. А потом бац! — и избрались, а что делать дальше — не особо понимают. В оппозиции за этот созыв избиратели могут разочароваться, хотя ими мало кто был очарован в принципе, что печально. Козыри в руках у людей, которые говорят, что муниципальное управление должно быть в первую очередь профессиональным. Это не политический орган, где люди ставят себе большие цели, основная задача — работа на земле. Победит тот, кто поймет, что партия роли не играет. И «Единая Россия» это как раз очень сильно имеет в виду, надеясь, что, получив возможность сравнить, люди более четко проголосуют именно за «ЕР».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27514 от 6 октября 2017

Заголовок в газете: Практики малых дел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру