Эксперт: «Реинтеграция» Донбасса приведет к войне

Давление Запада заставило украинское правительство разделить «возвращение» на две части

Так называемый закон о «реинтеграции» Донбасса наконец-то зарегистрирован в Верховной Раде под номером 7164. Законопроект разделили на две части. Первая часть - о признании России «страной-агрессором» и вводе военного положения на Донбассе - уже опубликована. Несмотря на это в Киеве продолжают утверждать, что Украина готова соблюдать «Минские соглашения».

Давление Запада заставило украинское правительство разделить «возвращение» на две части

Документ подразумевает признание Российской Федерации «страной-агрессором», оккупировавшей территории Донецкой и Луганской области. Согласно законопроекту, Россия «оккупировала» не только землю и водные территории, но даже воздушное пространство Незалежной. Предлагается создать Единый штаб оперативного командования под контролем ВСУ, в управлении которого будут находится не только вооруженные силы, но и военная полиция, и другие силовые украинские силовые структуры. Так называемая «АТО» теперь будет переименована в пафосное «ОПОУ» — операцию по освобождению Украины. Кроме того, Киев снимает с себя ответственность за действия России и ополченцев на территории Донецкой и Луганской областей. Однако об ответственности Незалежной за регулярные бомбежки снарядами Донбасса и отказе выполнять социальные обязательства в документе речь не идет. Казус заключается в том, что при этом Украина намерена взять за основу «мирного» урегулирования конфликта «Минские соглашения». Тот факт, что этот закон в принципе их нарушает — Киев не волнует. В качестве главной цели «реинтеграции» ставится освобождение территорий, контролируемых непризнанными республикам, и возобновление конституционного порядка на них.

По словам представителя «Народного Фронта» Виктории Сюмар, законопроект необходим для более эффективной защиты государства и территориальной целостности страны, но он не единственный. Есть еще и вторая часть, которая будет рассматриваться отдельно. Она касается продления «особого статуса Донбасса» еще на один год. Это необходимо, чтобы подтвердить намерения Украины следовать «Минску-2». Однако до конца не ясно, каким образом Киев намерен соблюдать договоренности, достигнутые «нормандской четверкой», учитывая признание Москвы «агрессором» и ввод военного положения на Донбассе. Напомним, что за 3 года существования «Минских соглашений» Киев не приложил никаких усилий для их выполнения.

Перспективы принятия второго законопроекта о продлении «особого статуса Донбасса» куда более туманны. Представители радикального блока украинского парламента категорично относятся ко второй части закона, поэтому они приложат все усилия, чтобы «особый статус» не был продлен. Днем ранее вице-спикер Верховной рады Оксаны Сыроед заявила, что с ней связывались представители канцлера ФРГ Ангелы Меркель с просьбой проголосовать за продление законопроекта о статусе непризнанных республик, который истекает 18 октября. По словам Сыроед, ее предупредили, что ЕС будет сложно убедить Россию в желании Киева соблюдать «Минские соглашения», если будет принят опальная «реинтеграция» Донбасса. К слову, за продление «особого статуса Донбасс» высказались и заокеанские союзники Незалежной — США. Не исключено, что именно давление западных партнеров подтолкнуло украинское правительство к разделению законопроект на две отдельные части.

Справедливости ради, стоит отметить, что не все украинские парламентарии поддерживают «реинтеграцию» в таком виде. Нардеп от «Оппозиционного блока» Юрий Бойко считает, что Украина нанесет себе большой ущерб на международной арене, если примет этот законопроект. По мнению политика, данный документ лишь оттолкнет Донбасс от Украины, а выполнение «Минских соглашений» и вовсе сделает невозможным.

Андрей БУЗАРОВ, член Общественного совета при МИД Украины:

- Разработка законопроекта была максимально засекречена. При этом, как и ожидалось, закон о реинтеграции частей Донецкой и Луганской областей представляет собой нечто среднее между АТО и военным положением. Фактически, документ направлен не на возвращение Донецка и Луганска, а на попытку юридического переформатирования антитеррористической операции в части взаимодействия силовиков с населением, решения гуманитарных вопросов и так далее. В конечном счете, это вылилось в расширение полномочий президента в Донецкой и Луганской областях.

В то же время, документ создает много проблем той части населения региона, которая находится в самопровозглашенных ДНР и ЛНР. В нем вообще не оказалось места для механизма взаимодействия с этими людьми. На социальном, экономическом, культурном, психологическом и других уровнях они оказываются полностью отрезанными от Украины, при этом они остаются нашими согражданами.

Что касается закона об особом статусе отдельных частей Донецкой и Луганской областей, то с 2014 года этот закон так и не вступил в силу, поэтому и пролонгировать его не будут. К тому же, ни одна из сторон конфликта не продемонстрировала готовности его исполнять. Скорее всего, о нем просто забудут, и это никак не скажется переговорах в Минске.

Аналогичная ситуация будет с признанием России страной-оккупантом. Во-первых, после Крыма она и так признана ею на уровне ООН. Во-вторых, в 2014 году Киев признал Россию страной-агрессором и это никак не сказалось на Минских соглашениях. В этот раз уточнение ее статуса тоже ни к чему не приведет.

Денис ДЕНИСОВ, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:

- В целом, очень странной выглядит попытка украинской стороны подменить законом об оккупации закон об особом статусе ДНР и ЛНР, который прописан в Минских соглашениях. Украина обязана пролонгировать закон особом статусе, действие которого заканчивается 18 октября. Прекращение его действия фактически будет означать блокировку всех переговоров по Донбассу и возобновление активных боевых действий.

Нужно надеяться, что на Западе это отлично понимают и будут воздействовать на Украину с той целью, чтобы не допустить возобновления войны. Если же Киев надеется при помощи этой провокации подтолкнуть своих противников к скорейшему согласованию миротворческой миссии ООН, то без закона «об особом статусе Донбасса» этого точно не произойдет. Переговоры о введении в регион «голубых касок» должны вестись с участием ДНР и ЛНР на основе Минских соглашений.

Сюжет:

Переговоры в Минске

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру