Элиты элитами, но что касается обычных людей, то для многих жителей Самарской и Нижегородской областей, Красноярского края и Ненецкого АО недавние перестановки были сюрпризом. И вовсе не потому, что отправленные в отставку персоналии заслужили доверие и народную благодарность. Долгие годы непрофессиональной работы, цинизма, громких скандалов и личного обогащения губернаторов привели к тому, что люди просто уже перестали верить в возможность каких-либо перемен в их краях. Непотопляемость — вот что объединяло всех или почти всех губернаторов старой формации. И, конечно, безнаказанность. Нижний Новгород, при всем своем промышленном и сельскохозяйственном потенциале, вынужден прозябать в числе аутсайдеров по уровню экономического развития в то время, как зам губернатора не стесняясь ведет богемный образ жизни голливудской звезды — с дворцами и личными вертолетами за 1,5 млн евро. В Красноярском крае люди задыхаются под режимом «черного неба», а через десяток-другой лет город, на котором держится почти весь регион, может просто исчезнуть с лица Земли из-за надвигающейся экологической катастрофы: бесконтрольная работа крупных металлургических предприятий, обеспечение края теплом и энергией за счет низкокачественного и неэкологичного бурого угля приведут к тому, что Красноярск станет просто непригодным для проживания. Самарский же губернатор и вовсе прославился угрозами оставить жителей без зарплаты, если те посмеют спрашивать его о том, когда будут выплачены предыдущие задолженности…
Так что объективно все эти отставки давно требовались. Однако сентябрьские перестановки едва ли могут ознаменовать начало какого-то нового этапа в жизни страны. Тренд на омоложение руководящих кадров был задан еще назначением Максима Орешкина на должность министра экономического развития, а Антона Алиханова — и.о. губернатора Калининградской области. Массовое обновление губернаторского корпуса также началось еще в начале 2017 года — с отставки трех глав регионов. Просто на некоторое время была взята некоторая передышка — скажем так, летняя пауза.
В этот период все готовились к выборам губернаторов в шестнадцати регионах — отвлекаться было некогда. В стране и так большие проблемы с доверием к выборам и к власти вообще. Зачистка политического пространства, которая старательно велась последние годы, привела к тому, что реальных конкурентов у нынешней власти не осталось. Подыграли им и так называемые оппозиционные деятели — с невнятной позицией и вечными междоусобицами внутри своей тусовочки, грызущейся за шкуру неубитого медведя вместо того, чтобы предложить хоть сколько-нибудь реальный план по добыче «мамонта» для народа, который скоро начнет попросту голодать. В таких условиях рассеивать внимание населения (которое и так не сконцентрировано на политике в сезон отпусков) было бы чревато окончательным и бесповоротным провалом выборов. И как тогда оправдывать назначение неэффективных руководителей? Вот и взяли предвыборную паузу.
Но подходить к президентским выборам в ситуации, когда подавляющее большинство населения недовольно руководителями своих регионов (и справедливо: в 28 регионах до сих пор наблюдается спад промпроизводства, в 55 продолжают снижаться реальные доходы, и дальнейшие перспективы неутешительны) и готовы к массовым выступлениям и демонстрациям, было бы безумством. Поэтому конец сентября стал идеальным временем для продолжения обновления губернаторского корпуса.
Обновление это, в отличие от федеральной истории с трендом на некий образ «молодого технократа» (еще начиная с Алиханова), пока не сказать чтобы начало возвращать доверие к институтам государственной власти, но некую надежду все же дало. Во всяком случае, можно рассчитывать на положительный эффект хотя бы в краткосрочной перспективе. Глеб Никитин, и.о. губернатора Нижегородской области, работал в Минпромторге и имеет хорошие связи с крупным бизнесом, знаком с различными методами поддержки и развития и способен привести за собой в Нижегородскую область серьезные предприятия, создающие новые рабочие места. Азаров и вовсе, прежде чем занять губернаторское кресло, уже успел побывать мэром Самары, и ему не потребуется особого времени на раскачку. Да и в плане потенциальных инвестиций он знает, где «ключ от квартиры, в которой деньги лежат».
Из этой цепочки «хорош виноград, да зелен» выбивается разве что красноярский губернатор Александр Усс. И, стоит признать, удачно. Хоть и вне логики, и вне линии основных решений федерального центра. 62-летний политик с понятной позицией и способностью сразу обозначить задачи и сорганизовать единые действия местных властей — без времени, обычно требующегося новичкам для раскачки и вхождения в процесс.
Ведь для успешного развития региона недостаточно просто знать его: нужно быть и талантливым политиком, в том числе уметь решать внутриэлитные конфликты, направляя движения местных чиновников в нужное русло эффективной работы. И здесь молодежь — не всегда гарант успеха. Годы кабинетной работы могли сделать из них таких же чиновников старой формации, как и все их предшественники и коллеги из других регионов, только еще и без опыта политической борьбы, и без элементарной житейской мудрости. Управление регионом очень сильно отличается от перекладывания бумажек в кабинете практически без всякой ответственности. От действий губернатора напрямую зависит то, как будут жить сотни тысяч или даже миллионы людей. Экономическое развитие, инфраструктура, ЖКХ, соцобеспечение — все сваливается на одного человека. В таком деле хорошо иметь если не опыт мэрства, то хотя бы управления крупным предприятием. Смогут ли новые «технократы» проявить свои политические таланты и не погрязнут ли в местных склоках? Посмотрим…
Но не только неопытность масштабного управления является элементом риска в условиях нынешнего обновления. Например, Александр Цыбульский, новый глава Ненецкого АО, на своем предыдущем месте работы — в Министерстве экономического развития — как раз курировал региональное развитие и не понаслышке знает болевые точки регионов. Опыта достаточно. Но он, можно сказать, попался в собственный капкан. Долгое время он работал в тесной связке с Козаком, который курировал деятельность Цыбульского и руководил специальной комиссией, разработавшей законы о разграничении полномочий между властями различных уровней, в результате чего регионы и муниципалитеты лишились львиной доли налоговых поступлений и надежды на самообеспечение. В итоге у нас из 85 регионов 72 вынуждены жить на пособие, потому что сами себя они могут обеспечить доходами в среднем только на 64%. До реформы у нас было вдвое больше регионов-доноров.
В начале 2000-х, когда не был должным образом наведен порядок в разделении полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетом, подобная реформа была актуальна. Сегодня же для большинства регионов это удавка на шее. Какими бы «теплыми» ни были для многих персон губернаторские кресла, очевидно, что цена статуса становится слишком велика, и некоторые спешат сами сорваться с насиженных мест, пока не настигла расплата. Но таких немного. Большинство приросли.
В данный момент неустойчивое положение — у глав Калмыкии, Новосибирской и Мурманской областей, находящихся на дне губернаторских рейтингов. Под губернатором Приморского края стул шатается так, что на нем сможет усидеть только цирковой акробат… Такими акробатическими навыками обладает разве что вице-губернатор Приморья Усольцев: просто талант — провалить программу развития туризма, разбазарив пару десятков миллиардов рублей, довести треть компаний региона до убыточного состояния и при этом оставаться во власти. Виртуоз!.. Печальное лидерство по экономическим показателям и уровню жизни населения занимают Орловская и Тверская области, которые в этом году теряют по 13–15% обрабатывающей промышленности, Бурятия, где доходы жителей в июле этого года сократились более чем на 10% по сравнению с июлем прошлого года, Смоленская область, которая не может построить технопарки и привлечь инвесторов, даже имея деньги из федерального бюджета на это… Так что очередь на выход — внушительная.
Можно назначить губернаторами лучших из лучших, сделать их персонально ответственными за результаты развития региона, но как они будут реализовывать свои задачи, не имея на это средств? Более половины всех налоговых сборов уходят сейчас в федеральный бюджет, оставляя регионы и муниципалитеты ни с чем. Это все равно что поручить строителям выкопать котлован под фундамент будущего дома, дав им только лопатки для детской песочницы… Деньги потом частично возвращаются в регионы — в виде различных дотаций, субсидий и субвенций, — но это происходит не сразу и в непредсказуемом объеме. Вот в этом году урезали и субсидии, и бюджетные кредиты. В итоге местные власти просто вынуждены обращаться к коммерческим банкам за дорогими кредитами, чтобы свести концы с концами, и претворять в жизнь только те проекты, на которые дадут деньги в федеральном центре.
Здесь хочется вспомнить очередную нетленку Черномырдина: «С налоговым сюрреализмом надо кончать». В этом смысле со стороны Кремля было бы логично сейчас продемонстрировать сбалансированную политику — меняя не только персоналии, но и «среду погружения». А смогут ли временные руководители стать постоянными — покажет результат их работы уже через полгода. Этот «брачный период» закончится после проведения президентских выборов. В отличие от всех предыдущих ставленников у новой волны глав регионов не будет времени на раскачку: они сразу же попали в предвыборную жару. Оценивать их будут не только по результатам на местах, но и по профиту в части явки и прочим индикаторам в ходе работы во время президентской кампании. «Отличников» избавят от приставки «и.о.», а «двоечники» до выборов могут и не досидеть, отправившись в отставку уже в апреле. Слишком высоки ставки.
Для достижения же действительно значимого результата в масштабах всей страны очевидна необходимость пересмотра устройства всей системы, а не просто замены в ней отдельных винтиков.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram