О том, какие настроения царят в Каталонии, «МК» рассказал находящийся в Барселоне член американской организации «Студенты за демократическое общество» (SDS, не стоит путать с организацией с аналогичным названием, действовавшей в США в 1960-х гг. – «МК») Томас ХЭШРИ: «Люди прямо на глазах присоединяются к забастовке, очень мало работающего общественного транспорта, большая часть магазинов закрыта. Но это не приводит к проблемам, все друг с другом чем-то делятся, подвозят к местам демонстраций. Кроме того, нет даже противостояния между теми, кто голосовал за отделение Каталонии, и теми, кто выступил против. Сейчас ситуация сложилась таким образом, что Мадрид стал для каталонцев общим врагом. Мы же помним, что испанские власти сказали: мы не признаем никаких итогов референдума. И после стрельбы по избирателям об этом вспомнили и те, кто голосовал против. «Мы имеем право голосовать», – говорят они, и на их плакатах – этот лозунг. Потому что, как считают эти люди, – и я с ними согласен, – власти Испании отказали не сепаратистам в праве отделиться, а всем каталонцам — в праве высказаться. Все настроены очень решительно, и люди ощущают поддержку извне, потому что когда по тебе стреляют, разногласия отходят на второй план. Мои друзья здесь придерживаются левых взглядов различного толка, а значительная часть сепаратистов – правые. Но сейчас это перестало быть проблемой для здешней молодежи».
Ранее эксперты уже указывали на избыточность мер, на которые пошел Мадрид в ходе референдума. Столкновения с полицией и уничтожение стражами порядка бюллетеней явно не прибавило симпатий к испанским властям. Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн в этой связи потребовал от Мадрида тщательного и беспристрастного расследования актов насилия со стороны полицейских. А генсек ООН Антониу Гуттереш заявил, что испанским властям надо найти дипломатические пути выхода из крзиса.
После подведения итогов голосования, согласно местному законодательству, у властей Каталонии есть 48 часов, чтобы объявить о выходе из состава Испании. Этот срок истекает в среду, 4 октября. Впрочем, и в Барселоне, и в Мадриде понимают, что подобное повышение ставок лишь приведет к эскалации насилия. Очевидно, что забастовкой каталонцы пытаются добиться четкого сигнала испанским властям от руководства ЕС.