«Лидер Иракского Курдистана Масуд Барзани, полагаю, все-таки будет учитывать геополитические реалии, а также тот факт, что все соседи выступают резко против его независимости, – отметил эксперт в беседе с «МК». – Не исключен, конечно, вариант одностороннего провозглашения независимости – в таком случае это будет непризнанное государство. Но, вероятнее всего, сейчас будет сохранен статус-кво. Потому что еще до референдума и Барзани, и основные курдские политические силы говорили о том, что голосование является волеизъявлением народа, не означая автоматического провозглашения независимости. И исходя из итогов референдума Эрбиль (столица Иракского Курдистана. – «МК») будет вести переговоры с Багдадом о мирном «разводе». Как пойдут эти переговоры и дойдет ли дело до реального отделения Курдистана – сейчас весьма сложный вопрос».
Не секрет, что курдские формирования играют важную роль в борьбе с боевиками так называемого «Исламского государства» (ИГ/ИГИЛ/ДАИШ – запрещенная в России и ряде других стран террористическая группировка). По мнению Кирилла Вертяева, прошедшее голосование на противостояние курдов (действующих совместно с американскими и иракскими силами) террористам, не повлияет: «ИГИЛ сейчас децентрализовано, сохраняются анклавы, где велико число сторонников джихадистов. Но курды как вели, так и будут вести борьбу с ними. К слову, позиция США относительно референдума заключалась в том, что он несвоевеременен, и лучше сосредоточиться на уничтожении ИГИЛ, а потом уже решать вопрос о независимости. Но курдский народ решил иначе и голосование состоялось. Тем не менее, курдам невыгодна дестабилизация и испорченные отношения с соседями».
Среди соседей особое место занимает Турция, руководство которой ранее заявило, что не признает никакие итоги референдума. «Вряд ли власти Турции будут оказывать давление на Багдад в будущих переговорах с курдами. Анкара однозначно высказывалась в поддержку территориальной целостности Ирака. Но в то же время дала понять, что в случае провозглашения независимости курдского государства, с ее стороны никаких военных действий не последует. Анкара заинтересована в том, чтобы Иракский Курдистан, в случае обретения независимости, не стал центром притяжения для турецких курдов, чтобы сепаратистские тенденции не перекинулись на турецкую территорию. Сейчас же Турция – крупнейший торговый партнер Иракского Курдистана. И, полагаю, если речь зайдет о создании независимого государства, Анкара сможет договориться с курдами, хотя сейчас ее риторика достаточно жесткая».
ИЗ ДОСЬЕ «МК»
Первоначально референдум планировалось провести в 2014 году, но на фоне споров между Региональным правительством Курдистана и федеральным правительством Ирака его отложили. Новым импульсом для движения курдов в сторону независимости послужило вторжение «Исламского государства» в северный Ирак. В 2014-2017 годах референдум несколько раз был анонсирован и также несколько раз отложен, поскольку курдские силы сотрудничали с иракским центральным правительством в освобождении города Мосул. 7 июня 2017 года было объявлено, что голосование состоится 25 сентября 2017 года. В январе 2005 года в Курдистане также был проведен неофициальный референдум о независимости. Тогда 98,8% проголосовавших высказались за отделение территории от Ирака. Действия это не возымело.