Напомним, 18 сентября Ильичевский суда Черноморска Одесской области вынес оправдательный приговор всем 19 фигурантам уголовного дела против активистов «Антимайдана», пятеро из которых более трех лет находились за решеткой. Суд счел, что следствие работало спустя рукава. В постановлении суда написано, что «обвинение даже не пыталось доказать вину подсудимых», так как «нет ни единого доказательства, подтверждающего доводы обвинения». Надо сказать, что на скамье подсудимых оказались не те, кто поджигал Дом профсоюзов и убивал укрывшихся там одесситов, а как раз жертвы, загнанные в огненную ловушку, сумевшие выжить.
Этого им радикалы и не простили. Незадолго до оглашения приговора у здания суда уже стали собираться националисты, видимо, предчувствуя неблагоприятный для себя исход. Когда на улицу начали выходить оправданные активисты «Антимайдана», радикалы устроили беспорядки, которые сопровождались использованием взрывпакетов, слезоточивого газа и избиением полиции. В результате побоища пострадали 35 человек — все сотрудники правоохранительных органов. А в ночь на 19 сентября радикалы проломили голову одному из «антимайдановцев», освобожденному судом, — Евгению Грищуку. У молодого человека диагностированы сотрясение мозга и открытая черепно-мозговая травма, в данный момент он находится в больнице.
Россиянина же Евгения Мефедова и украинца Сергея Долженкова повторно задержали прямо в зале суда. Им вручили новые подозрения, но уже по более серьезной статье — сепаратизм. Сотрудники СБУ в тот же день перевезли их в Киевский областной суд Одессы, где в спешном порядке им предъявили новые обвинения. В итоге Долженкова и Мефедова взяли под арест на 60 суток без права внесения залога.
Обвинение россиянина Евгения Мефедова в сепаратизме, мягко говоря, кажется смешным. За сепаратизм судят граждан своей странны, но никак не иностранцев. Ранее таких прецедентов не было. Не исключено, что такие порывы СБУ связаны с желанием обменять россиянина на одного из осужденных в России украинцев. В интервью российским СМИ Мефедов рассказывал, что украинские следователи очень обрадовались, что среди заложников Дома профсоюзов оказался гражданин России. По его словам, они долго вынашивали идею обмена Мефедова на Станислава Клыха (осужден за участие в чеченской войне на стороне боевиков).
Обвинения гражданина России в сепаратизме показалось смешным и некоторым украинцам. Например, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ считает, что для начала необходимо определиться с самим понятием, что принимать за сепаратизм.
— Жители Каталонии сейчас проголосовали за проведение референдума о независимости от Испании, получается, что теперь властям необходимо их всех обвинить в сепаратизме и начинать уголовное преследование? Нет, в Европе это не принято. Я знаю об обвинении российского гражданина, но каким образом его можно судить за сепаратизм на Украине — не понимаю. Насколько мне известно, Мефедов и ранее состоял в списках на обмен, поэтому не могу исключать, что его вновь попробуют использовать в качестве размена на одного из украинцев, осужденных в России.