Международная общественность пытается усилить давление на КНДР. Вслед за новым пакетом санкций в отношении Пхеньяна Испания заявила о выдворении посла Северной Кореи из страны. Ему предписано покинуть территорию государства до 30 сентября. Ранее послов Северной Кореи выслала Мексика, Кувейт и Малайзия.
Но все эти демонстративные жесты, похоже, никак не действуют на Пхеньян. Северокорейский МИД подчеркнул, что ничто не остановит их ракетно-ядерных испытания. «Активизация усилий США и их вассалов для того, чтобы наложить санкции и усилить давление на КНДР, лишь ускорит работы по доведению до конца государственной ядерной программы», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства.
Понимают это даже в ООН. Постоянный представитель США Никки Хейли признала, что Совет безопасности исчерпал все возможности давления на КНДР и намекнула на военное решение проблемы. «Если Северная Корея продолжит вести себя безрассудно и если Соединенным Штатам придется защищать себя или своих союзников, КНДР будет уничтожена, и мы все это знаем», — подчеркнула она в интервью телеканалу Си-эн-эн.
Тем временем соседи Северной Кореи усиливают свою оборону. Глава Минобороны Японии Ицунори Онодэра раскрыл планы по развертыванию систем ПРО Patriot PAC-3 рядом с городом Хакодате на юго-западе острова Хоккайдо. «Мы намерены принять все необходимые меры для обеспечения безопасности жителей», — подчеркнул глава оборонного ведомства, добавив, что основная угроза мирным гражданам исходит от ракетных пусков КНДР.
Южная Корея еще в начале сентября объявила о том, что она собирается разместить на своей территории четыре дополнительных пусковых установки для американских противоракетных комплексов THAAD. Они добавятся к двум уже имеющимся установкам к югу от Сеула. Ранее вопрос о закупке новых систем ПРО вызвал ожесточенные дебаты в стране. Против THAAD в Южной Корее выступает Китай, опасаясь, что системы ПРО могут быть использованы против него. Вновь избранный президент Южной Кореи Мун Чже Ин поначалу решил уступить Китаю в этом вопросе, но после серии ракетно-ядерных испытаний северного соседа начал усиливать оборонный потенциал страны. США также согласились снять с Сеула ограничения на боевую нагрузку южнокорейских ракет.
Президент Трамп между тем провел телефонный разговор с лидером Китая Си Цзиньпином, во время которого они договорились усилить давление на Ким Чен Ына. Но насколько эти планы реалистичны?
«У Китая, конечно, есть рычаги влияния на Пхеньян, потому что у них существует военный договор, — напомнил в беседе с «МК» руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН Андрей ВИНОГРАДОВ, — Кроме того, Китай — главный торговый партнер КНДР. Но этот особый характер отношений между двумя странами не означает, что у Пекина есть безграничные возможности оказания давления на Пхеньян. Потому что если бы такие возможности у Китая были, он бы ими воспользовался. То есть характер отношений между этими государствами привилегированный, но привилегированный исключительно по сравнению с другими странами. Надо понимать, что в данном случае речь идет о предмете исключительной важности для КНДР, о проблеме не только национальной безопасности, но и, как считают в Пхеньяне, существования самого северокорейского государства. И это является естественным ограничением для оказания влияния со стороны Пекина.
Китай даже не рассматривает вопрос о прекращении торговли с КНДР и наложении всеобъемлющих санкций. Его позиция, как и российская, заключается в том, что санкции показали свою неэффективность в решении северокорейской проблемы. Поэтому и Россия, и Китай выступают за сбалансированный подход, за политику дипломатического урегулирования».