В рамках единого дня голосования 10 сентября в 16 субъектах РФ прошли выборы губернаторов. Везде победили кандидаты от «Единой России», но не везде с легкостью. При этом оказалось, что можно было заранее спрогнозировать количество набранных голосов.
Подготовка к выборам 2017 началась задолго до старта официальных кампаний. Ещё в апреле на сайте делового еженедельника «Профиль» был опубликован «Кремлёвский рейтинг» губернаторов, который, если верить его составителям, показывал, кому из глав регионов в большей или в меньшей степени угрожает отставка. Наиболее «слабые» губернаторы получили оценку «1» (в эту группу попали 8 человек), «сильные» – «5». Тогда же, весной Кремль инициировал кадровые перестановки, в результате которых своих постов лишились 9 глав регионов. Однако большинство из тех, кого отправили в отставку, не числилось в «Кремлевском рейтинге» среди «слабых» управленцев.
Основной причиной кадровых перестановок эксперты назвали стремление власти заручиться поддержкой регионов на предстоящих президентских выборах. Таким образом, губернаторские выборы стали испытанием для чиновников в 16 регионах. Несмотря на победу кандидатов от «Единой России», пройти этот тест идеально удалось далеко не всем.
Пожалуй, главной проблемой выборов 2017 года стала низкая явка избирателей. В этой связи региональные избиркомы подверглись критике за недостаточное информирование населения. Впрочем, это касается субъектов, где выборы губернатора не проводились.
Среди причин низкой явки политологи также называют неготовность избирателей посещать участки чаще одного раза в год. В Кремле эти особенности учитывали, поэтому и уделяли столько внимания способности регионов привлекать на выборы максимальное число жителей.
Известно, что результаты голосования в пользу того или иного губернатора во многом зависят от репутации руководителя, которая складывается из нескольких составляющих. Социальный и экономический уровень региона, число выполненных обещаний и успешно реализованных проектов, отсутствие сомнительных моментов в биографии – всё это влияет на то, каким видят губернатора его избиратели. Если раньше репутация складывалась подчас из слухов, рекламы на телевидении и назойливых листовок в почтовых ящиках, то сегодня большинство избирателей черпают информацию в Интернете, в том числе из независимых источников.
Накануне выборов 10 сентября сервис измерения репутации Pravdaserm.com опубликовал рейтинг губернаторов, составленный на основе анализа данных поисковых систем. Как поясняют сами составители, репутация измеряется по стобалльной шкале. Отсутствие информации о запросе в топе поисковиков равносильно 50 баллам репутации (например, если по запросу имени персоны в топе находятся ресурсы только об её тёзке, это означает отсутствие какой бы то ни было онлайн-репутации у искомой персоны).
За каждый позитивный ресурс в топе баллы добавляются, за негативный – отнимаются.
Сервис Pravdaserm также учитывает «вес» ресурсов: статья на сайте федерального СМИ ценится выше, чем материал на непопулярном региональном ресурсе. При этом поисковые системы ранжируют выше те ресурсы, которые удовлетворяют интересам пользователя и вызывают органическую активность аудитории.
Лидером рейтинга от Pravdaserm.com вот уже 7 месяцев подряд становится избранный губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Его репутация оценивается в 98 баллов из 100 — этот результат обеспечивают сайт политика и его страницы в социальных сетях. Что касается присутствия в СМИ, то оно является следствием развития перспективных проектов в регионе, многие из которых были созданы и реализуются по личной инициативе губернатора.
Одним из таких проектов, реализацией которого в Ярославле занимается мэр города Владимир Слепцов, стало создание Союза Золотого кольца России. Проект направлен на развитие туризма и пользователи Интернета проявляют к нему большой интерес: 6 миллионов запросов ежемесячно. Стоит отметить, что и репутация мэра Ярославля Владимира Слепцова, согласно рейтингу Pravdaserm, тоже весьма высока — 94 балла.
С учетом всех этих факторов губернатор Ярославской области смог набрать на прошедших выборах 79 % голосов. При этом явка избирателей составила почти 34 % — это один из самых высоких показателей по стране.
На общероссийском фоне такие результаты можно вне всяких сомнений считать более чем удовлетворительными. С одной стороны, губернатор Дмитрий Миронов демонстрирует способность привлечь на участки необходимое число избирателей, с другой — мэр Владимир Слепцов, который перешёл на должность главы Ярославля по приглашению губернатора около года назад, обеспечивает эффективную работу участков и поддержку губернаторских программ. В итоге - относительно высокая явка, легитимность и высокий процент голосов, отданных за действующего главу региона. Благоустройство города, в котором проживает 50 % населения всей области, наведение порядка и объединение элит не остались незамеченными.
Если учесть, что баллы онлайн-репутации соответствуют проценту пользователей, которые формируют положительное мнение, соответствующим образом выглядят результаты итогового голосования. Например, губернатор Кировской области Игорь Васильев, обладатель 69 баллов репутации, победил на выборах с 64 % голосов. Евгений Савченко, глава Белгородской области, полностью оправдал свою позицию в рейтинге от Pravdaserm (69 баллов) и получил на выборах 69 % голосов. Чуть ниже оказался результат Андрея Никитина, губернатора Новгородской области. При 67 баллах репутации он получил 67 % голосов на выборах. В рейтинге, опубликованном за 2 дня до голосования, он занимал 36 место.
Ощутимая связь между полученными баллами и результатом на выборах прослеживается и в других регионах. К примеру, глава Томской области Сергей Жвачкин, имея 56 баллов репутации, получил 60 % голосов, а глава Севастополя Дмитрий Овсянников почти полностью оправдал свои 76 баллов — при явке в 34 % у него 71 % голосов.
«Проблема оценки репутации политиков заключается в том, что многие пользователи заочно относятся к политикам с недоверием, предвзято. Однако это не означает, что между репутацией «98» и «30» нет никакой действительной разницы», - пишут аналитики онлайн-репутации. Действительно, если 69 % голосов на выборах может удовлетворить любого кандидата, то в контексте соотношения негативных и позитивных статей в топе поисковых систем эту цифру сложно назвать идеальной.
Впереди президентская кампания, результаты которой будут анализировать как в целом по стране, так и в отдельно взятых субъектах РФ. Если исключить политтехнологии, то при прозрачной механике выборов результат голосования закономерно будет предопределён деятельностью кандидата в ходе предвыборной кампании. Возможно, онлайн-репутация сможет показать его шансы с очень высокой точностью.
Михаил Кирилов