По факту массового прорыва границы Национальная полиция возбудила уголовное дело. Аваков пообещал, что каждый участник штурма Шегини будет «офизичен», и призвал Саакашвили и сопровождающих его лиц пройти процедуру пограничного оформления и явиться в полицию для дачи показаний. Тем временем Саакашвили вечером 10 сентября прибыл во Львов, где поужинал с мэром города Андреем Садовым в ресторане Mons Pius на улице Леси Украинки. Ресторан охраняли бойцы батальона «Донбасс». После полуночи Саакашвили и Садовый вышли к журналистам. Садовый рассказал о дальнейших планах экс-президента: уже 11 сентября он намерен двинуться на Киев. Тут уместно напомнить, кто такой мэр Садовый. Для этого достаточно одного штриха: в 2008 году он распорядился ежемесячно доплачивать львовским ветеранам УПА (запрещенной в РФ) по $85 к пенсии.
То, что произошло, кажется невероятным. Некое лицо без гражданства, с недействительным паспортом силой прорывается на территорию государства, сминая кордоны вооруженных пограничников. Вообще-то в таких ситуациях пограничники должны в нарушителей стрелять. Но они не стреляют и вообще как-то вяло сопротивляются. Почему? Нет никаких сомнений, что при попытке прорыва, например, границы США Саакашвили был бы застрелен. Ему не помог бы даже «живой щит» в виде сына, жены и Юлии Тимошенко. Действия пограничников при любом исходе были бы признаны правомерными.
Но на Украине недавно случился Майдан. Украинские силовики страдают «постмайданным синдромом». Они хорошо помнят, что случилось с их товарищами, которые защищали законную власть. Их обвинили во всех смертных грехах, лишили работы и дома, их убивали, калечили, их оплевывали и ставили на колени. Президент, которого они защищали, их предал и бежал. Теперь защищать власть на Украине никто не станет. Дураков нет. Потому что бандиты и экстремисты завтра могут вдруг оказаться какими-нибудь «воинами света», массовые беспорядки — народной революцией, а блюстители закона — преступниками. Власть, пришедшая нелегитимным путем, сама себя загнала в ловушку.
Арсен Аваков абсолютно прав, когда называет шегиньский прорыв «развалом фундаментов» страны. Это действительно развал украинской государственности. Саакашвили не только не застрелен, он даже до сих пор не арестован. А как его арестуешь? Для этого нужно проводить силовое разоружение батальона «Донбасс» и других «патриотов», которые собираются вокруг апатрида. Нужно начинать АТО во Львове, мэр которого явно вышел из подчинения центральной власти. Это ведь не просто нарушение границы, это Галичина восстала против Киева. И что теперь будет делать Порошенко?
Аваков начал говорить, что он «не хотел крови». Это говорит о том, что власть уже проиграла. Шеварднадзе не хотел крови, Абашидзе не хотел крови. Что с ними стало, всем известно. Это фирменный почерк Саакашвили: он ставит оппонента перед выбором: либо проливай кровь, либо сдавайся. Для него самого, кстати, кровопролитие никогда не было проблемой. Это хорошо было известно взорванному на днях в Киеве Али Дабуеву-Махаури, которого в Грузии считали «личным киллером Саакашвили». Арестовать Саакашвили у нынешних киевских властей кишка тонка. Он двинется на Киев, по пути обрастая все большим количеством вооруженных сторонников.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Эксперты рассказали «МК» о рисках, которые несут Порошенко возвращение в страну Саакашвили и его альянс с Тимошенко:
Константин ЗАТУЛИН, глава Института глав СНГ, депутат Госдумы:
— В карьере Порошенко наступил тот момент, когда выяснилось, что «король голый». Украинские власти оказались не в состоянии воспрепятствовать возвращению Саакашвили в страну. Что бы ни произошло дальше, этот факт означает фундаментальную слабость украинской власти, в частности, ее неспособность обеспечить выполнение своих решений. В этой связи в повестку дня возвращаются внеочередные парламентские выборы или даже президентские, если Порошенко откажется переизбирать Верховную раду. При этом противники украинского лидера очень опытны, поэтому не столь важно, как именно они рассядутся в оппозиции, шансы на успех у них в любом случае будут довольно высокими.
Порошенко «танцует на граблях» точно так же, как это делали все украинские президенты до него. Таким образом Кравчук проиграл Кучме, Кучма неправильно провел свои перевыборы и под конец очередного срока стал «хромой уткой», Ющенко во второй раз получил всего 5% голосов, с Януковичем произошла известная история... Теперь Порошенко собственноручно создал ситуацию, которая продемонстрировала всем его беззащитность. «Злой рок» преследует украинских лидеров из-за характера их власти, которая основана на лжи по отношению ко всем нациям и народностям, населяющим это государство.
Кирилл МОЛЧАНОВ, замдиректора Украинского института анализа и менеджмента политики:
— Вчера Порошенко продемонстрировал, что выстроенная им система власти не способна защитить украинские границы, в том числе он не может опереться на силовой блок. Как в 2014 году в районе Донецка и Луганска были несанкционированные прорывы границы, так и в 2017-м то же самое произошло со стороны Львова. Украинские власти на практике доказали свою неспособность контролировать ситуацию в стране. Любой политик, окруживший себя несколькими сотнями сторонников, может делать что ему вздумается.
Глупо было предоставлять Саакашвили гражданство, но еще глупее было лишать его украинского паспорта совершенно неконституционным путем. Вероятно, Киев надеялся запугать его депортацией в Грузию, но это не помогло. В результате клоунада с пересечением границы опозорила Украину на международном уровне. Невозможно представить себе подобную ситуацию в каком-нибудь западном государстве. По логике, теперь Саакашвили должен быть арестован как нелегал, но в этом случае власти потеряют еще больше, чем сейчас, так как оппозиция моментально проведет параллель между бывшим президентом Грузии и Тимошенко. Как Порошенко будет выходить из этой ситуации, непонятно. Не исключено, что у Саакашвили получится в судебном порядке восстановить украинское гражданство.
Непонятно, зачем вообще нужно было заваривать эту кашу. Летом 2017 года Саакашвили уже не обладал никакими государственными постами, а рейтинг его популярности не позволял рассчитывать на продолжение политической карьеры, он вообще был никому не интересен. Теперь ему дали второй шанс, и он наверняка воспользуется этим.