На территории Приднестровья, которую Кишинев считает своей, помимо миротворцев расположена Оперативная группа российских войск, являющаяся преемницей 14-й армии. В ее задачи входит охрана склада с боеприпасами в селе Колбасна, который является одним из крупнейших в Европе.
Российские миротворцы были введены в зону приднестровского конфликта по соглашению «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года, подписанному президентами РФ и Молдавии. Миротворческая миссия является трехсторонней, помимо военнослужащих РФ в ней принимают участие молдавские и приднестровские военные. Миротворцам удалось остановить боевые действия, которые велись в 1992 году на территории непризнанной республики, и не допустить их рецидива. Со своими задачами они в течение 25 лет справлялись вполне успешно — на берегах Днестра установился прочный мир. По сути, заявления Кишинева о выводе миротворцев означают де-факто выход из соглашения о мирном урегулировании.
Правда, в пятницу, 25 августа, в МИД Молдавии уточнили, что речь идет не о российских миротворцах, а о военных Оперативной группы войск РФ, которые не входят в состав миротворческой миссии. То есть Кишинев дает «задний ход». Но сути дела это не меняет. Ранее молдавские политики неоднократно заявляли именно о «полном» выводе всех иностранных войск. Наличие сценария замены российских миротворцев натовским контингентом подтверждает и президент Додон.
В Приднестровье затею с выводом миротворцев оценивают крайне негативно. Там опасаются, что это приведет к новой войне. Об этом прямо заявляет президент ПМР Вадим Красносельский. Существует решение Конституционного суда Молдовы, согласно которому Приднестровье является «оккупированной территорией». Тем самым пребывание там российских миротворцев признано неконституционным. В то же время заявления Кишинева о некой «оккупации» демонстрируют, что там по-прежнему не признают Приднестровье стороной конфликта и не собираются считаться с интересами его населения. Когда Россия оттуда уйдет, там начнут какую-нибудь «АТО» по примеру Киева.
Правда, президент Молдавии Игорь Додон заявляет, что как главнокомандующий он никогда не отдаст молдавским войскам приказ атаковать Приднестровье. Но не исключено, что его об этом никто не спросит. Похоже, от Додона сегодня в Молдавии вообще мало что зависит. Вот и теперь: инициативу правительства по миротворцам он осудил, а что толку? Помешать ей он не в состоянии. При этом сам Додон публично высказывает опасения, что на берегах Днестра может начаться новая война. В одном из своих интервью президент Молдовы не исключил «попытки принудительного размораживания конфликта», в результате чего «может случиться трагедия наподобие той, что имела место в 1992 году, в результате чего могут погибнуть люди».
Мне же ситуация больше напоминает не 1992-й, а 2008 год. Тогда тоже все начиналось с требований вывода российских баз, провокаций против миротворцев в Абхазии и Южной Осетии, американских инструкторов, тренирующих грузинский спецназ. Чем завершилось, все хорошо помнят. Теперь натовские инструкторы тренируют молдавский спецназ на военной базе в Бульбоаке. И не исключено, что молдавский олигарх Плахотнюк, который фактически управляет правительством и парламентом, о чем-то таком договорился в США, когда туда недавно ездил. У американцев на него есть хороший рычаг давления: олигарха в любой момент могут спросить о происхождении его капиталов, и есть большая вероятность того, что он не сможет дать ответ.
Только сможет ли Россия прийти на помощь своим миротворцам и народу Приднестровья в случае военной атаки со стороны Молдовы? Ведь у нее нет с ПМР общей границы...
Читайте материал: Кто-то двигает пешки: Москва попросила Кишинев не выгонять миротворцев