Как сообщила на брифинге для журналистов официальный представитель МИД России Мария Захарова, Посол России в Судане Миргаяс Миргаясович Ширинский скончался 23 августа в Хартуме. По информации российского посольства, все произошло около шести вечера по местному времени. «Посла России обнаружили в его резиденции с признаками острого сердечного приступа. Сотрудники Посольства, которые находились в этот момент в резиденции, вызвали врача. Но, к сожалению, спасти его не удалось».
Согласно поступившей из суданской столицы информации, дипломат был обнаружен в бассейне в его резиденции.
Как сообщают СМИ, суданская полиция исключает возможность убийства как причины смерти дипломата. «Он был найден мертвым в плавательном бассейне в его резиденции», – заявил агентству AFP споуксмен полиции Омар аль-Мохтар. – Предварительное расследование показывает, что смерть наступила от естественных причин».
Кончина посла Ширинского, увы, не первая в перечне наших дипломатов, ушедших в последние месяцы из жизни. Напомним, что 20 декабря прошлого года в Анкаре был убит российский посол в Турции Андрей Карлов. 26 января этого года умер посол России в Индии Александр Кадакин. А 20 февраля в Нью-Йорке скончался постпред РФ при ООН Виталий Чуркин.
Миргаясу Миргаясовичу Ширинскому было 62 года. На дипломатической работе он находился с 1977 года после окончания МГИМО. В начале девяностых годов он работал советником-посланником Посольства РФ в Йемене, был генеральным консулом России в Джидде (Саудовская Аравия). В 2001—2002 годах трудился заместителем постпреда России при ЮНЕСКО, а с декабря 2002 года по декабрь 2006 года был заместителем директора Историко-документального департамента МИД России. В конце 2006 года был назначен Чрезвычайным и полномочным послом РФ в Руанде. А с декабря 2013 года стал Чрезвычайным и полномочным послом в Судане. Был женат, имел двоих сыновей.
В суданском министерстве иностранных дел в связи с кончиной дипломата заявили, что «дружественный и в то же время профессиональный подход» Ширинского помогал развитию отношений между Москвой и Хартумой: «Он общался с суданцами всех слоев общества и из всех регионов страны».
– С прискорбием узнал об уходе посла Ширинского, – говорит заведующий Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН, директор Центра арабских и исламских исследований Александр ТКАЧЕНКО. – Давным-давно, когда я работал в одной из арабских стран, Ширинский начинал свою дипломатическую деятельность. Это было «шапочное» знакомство, но я хорошо его помню. Мы все тогда были достаточно молоды...
– А какова роль Судана в системе международных отношений России?
– Эта страна в силу ряда обстоятельств относится к числу тех государств, к которым на протяжении последних десятилетий приковано достаточно повышенное внимание мирового сообщества. Это одна из крупнейших стран как арабского мира, так и Африканского континента. И несмотря на довольно низкий уровень социально-экономического развития, в силу обладания уникальными природными ресурсами и особым геостратегическим положением она занимает заметную нишу в системе международных отношений. Судан после получения независимости в 1956 г. переживал сложный период своей истории. Между СССР и Суданом складывались довольно разносторонние отношения – и перспективы их развития были достаточно впечатляющими по отдельным критериям. Но, к сожалению, далеко не все сложилось так, как это представлялось на период получения Суданом независимости. Например, в 1971 г. была предпринята попытка свержения президента Нимейри, завершившаяся кровавой драмой. В перевороте были обвинены бывшие руководители компартии и лидеры профсоюзов – и казнены. Отношения между Советским Союзом и Суданом были испорчены. Но спустя довольно продолжительное время охлаждения они получили новый импульс восстановления того, что было прежде. В 2000-е годы этот тренд сохранился. Отмечу, что курс Судана как и у многих развивающихся стран Африки после окончания холодной войны не вполне вписывался в ориентиры, намеченные мировым сообществом. История Судана в 2000-е гг. изобиловал конфликтами – например, между исламским Севером и, условно говоря, христианским Югом (эта долгая война завершилась провозглашением независимости Южного Судана, но проблемы остались) или в Дарфуре или других районах. В этих очень непростых условиях Судан демонстрировал желание развивать отношения с Россией, в том числе торгово-экономические. Торговый оборот между нашими странами невелик, действует международное эмбарго на поставки оружия в Судан. Словом, роль Судана на сегодняшний день во внешнеэкономических связях России, мягко говоря, невелика, хотя и Хартум, и Москва прикладывают усилия для налаживания нормальных торговых отношений, они поддерживаются обменом делегациями. Продолжается культурный обмен, гуманитарные контакты. Конечно, Россия негативно относится к вооруженным конфликтам в регионе и вносит свой посильный вклад в оказании гуманитарной помощи Судану.
Читайте материал: СМИ назвали вероятную причину смерти российского посла в Судане