Рязанская область, как выяснилось, знаменита не только училищем ВДВ и селом Константиново. Здесь находится самый крупный в Европе кожевенный завод, перерабатывающий до 6 тыс. шкур в сутки. Сотрудники предприятия уверяют, что их продукция знаменита не меньше, чем рязанские десантники, просто люди об этом не задумываются. Обувь и военная форма, куртки и диваны, женские сумки и дубленки — все эти товары народного потребления шьются из рязанской кожи и уже в торговых сетях обзаводятся иностранными лейблами. У Владимира Путина был также личный мотив ознакомиться с деятельностью завода, ставшего одним из участников проекта «Кортеж». Именно здесь будут выпускать автомобильные кресла для отечественного лимузина, на который глава государства должен пересесть после выборов 2018 года.
Производственная линия начинается с первичной обработки сырых коровьих шкур. Но эту «грязную» работу ВВП решили не показывать.
— Мокро и плохо пахнет, — пояснили сотрудники. Шкуры кожевники получают от отечественных мясокомбинатов, и там о внешнем виде животных, понятное дело, никто не заботится. Поэтому президента сразу отвели в красильный цех, а оттуда в отделочный, где продемонстрировали, как с помощью современного оборудования и тиснения можно творить настоящие чудеса. Например, превращать шкуру коровы в кожу крокодила. Далее последовал подробный рассказ о секретах производства велюра, что в глазах ВВП должно было выглядеть чистой экзотикой. Так уж повелось, что президенту России чаще приходится бывать на оборонных заводах, нежели на предприятиях легкой промышленности.
Впрочем, без военной продукции не обошлось и на этот раз. В конце экскурсии Путина ждала выставка достижений отечественного легпрома, видное место на которой занимали армейские ботинки и прочее обмундирование. А калужский предприниматель Андрей Жаринов не упустил возможности презентовать главе государства футболку, которую с недавних пор носят силовики. На груди у нее изображен сам Владимир Путин, сзади надпись «Силы специальных операций».
— Использованы самые технологичные ткани в мире! — нахваливал Жаринов. — За такими майками могли бы очереди выстраиваться!
— Ну все. Сделал заказ, — с облегчение выдохнул Жаринов, когда ВВП, передав подарок одному из помощников, отошел от стенда.
— Какой заказ? — не поняли журналисты.
— Заказ на комплект одежды. Сказал, что с удовольствием будет носить все российское.
Пока Жаринов остался думать, какие именно предметы стоит включить в «президентский заказ», Владимир Путин начал совещание о состоянии и перспективах развития легкой промышленности. И тут выяснилось, что ситуация в отрасли совсем не такая радужная, как казалось на экскурсии.
— Шкуры приходят прокушенные оводом, поскольку вакцинация от этого опасного заболевания в стране не ведется. А ведь портятся не только шкуры, но и молоко, и мясо животных, — посетовала гендиректор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. Кроме того, несмотря на беспрецедентные меры, направленные на поддержку сельского хозяйства, поголовье скота продолжает сокращаться. В прошлом году потери составили минус 300 тыс. голов.
— Для нас это означает закрытие одного среднего по размерам кожевенного завода, — сообщила Андрунакиевич, отметив, что на смену отечественной продукции тут же приходит некачественный зарубежный ширпотреб. Средняя цена обуви, которая ввозится в Россию из-за границы (преимущественно из Китая), составляет $9. А самая дешевая — $4,5. Понятно, что ничего хорошего от такого товара, который, кстати, продается россиянам втридорога, ждать не приходится. Пара живет меньше одного года, после чего приходит в негодность и выбрасывается, нанося существенный ущерб окружающей среде.
— Может, стоит ввести утилизационный сбор по аналогии с автомобилями? — предложила Андрунакиевич.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин предложение не поддержал. А вот главе Минфина Антону Силуанову идея, позволяющая хоть чем-то пополнить российский бюджет, безусловно, понравилась.
— Надо определить, какой сегмент обуви может попасть под такой сбор, — с готовностью заявил он. При этом вырученные средства, по словам министра, можно было бы направить на поддержку всей легкой промышленности, которая сейчас получает от государства 3 млрд руб. в год.
Однако главной проблемой отечественного легпрома участники совещания единогласно назвали контрафакт и контрабанду. В 2013 году, когда эта тема обсуждалась в последний раз, объем контрафактной продукции на отечественном рынке одежды и обуви составлял 39%. Сейчас, посетовал Путин, ситуация практически не изменилась. Доля нелегального ширпотреба в рознице снизилась только до 33% и до 860 млрд с 1,1 трлн руб. «Динамика неубедительная. Именно в зачистке рынка от сомнительной продукции заключен, на мой взгляд, важнейший ресурс для развития легкой промышленности», — заявил президент.
Глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал, что «зачистить» рынок поможет маркировка. Для обуви она вводится с 2018 года, для верхней одежды — курток, сорочек, костюмов и т.д. — с 2019 года.