Однако в первую очередь Нетаньяху счел своим долгом обозначить официальную позицию Израиля в отношении скандала, связанного с исключением России из числа стран — участниц проекта реконструкции мемориального комплекса «Лагерь смерти «Собибор». Напомним, что на днях официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала затянувшееся молчание Тель-Авива «историческим предательством», подчеркнув, что позиция этого государства находится за гранью понимания.
— Мы и я лично никогда не забываем историческую роль России и Советской армии в победе над фашизмом, — заверил Путина Нетаньяху. По его мнению, никакого замалчивания этой темы нет: «власти Израиля говорят об этом всюду, в любых местах». Недавно соответствующее заявление было принято кнессетом.
— В этом контексте Израиль, конечно же, не может выступать против российского участия в важном проекте в бывшем концлагере «Собибор». Советский офицер еврейского происхождения, который возглавил знаменитое восстание в «Собиборе», является национальным героем и здесь, в России, и у нас, в Израиле, — подчеркнул Нетаньяху. Впрочем, собирается ли Тель-Авив объявить протест Варшаве, выступившей инициатором исключения РФ, израильский гость не уточнил, переключившись на более важную для себя тему:
— У ситуации на Ближнем Востоке очень быстрая динамика, а Иран прикладывает огромные усилия, чтобы упрочить свое присутствие в регионе. Нетаньяху перечислил страны, где уже сильны позиции Ирана. Это не только Сирия, но также Ирак, Йемен и Ливан. «Везде, откуда уходит ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка), приходит Иран», — афористично заметил он. Глава «Моссада» на этих словах чуть заметно кивнул. Стало очевидно, что он готов доказать утверждения премьера с фактами в руках. Тем более что совсем недавно доклад на эту тему был презентован израильскому правительству.
Перед визитом в Сочи Йоси Коэн побывал в США у Дональда Трампа (и, по данным израильских СМИ, привез Путину послание от президента США). А до этого российско-американское соглашение по Сирии обсуждалось на секретных переговорах дипломатов и силовиков Израиля, США и России в Аммане и в одной из европейских стран. Так что Владимир Путин фактически стал замыкающим в сложной цепочке встреч, инициированных Тель-Авивом, чтобы добиться соблюдения своих интересов при создании зон деэскалации в Сирии и недопущения в них Ирана.
Российский президент, кстати, тоже дал понять, что визит Нетаньяху не был заранее запланирован. И потребность в нем возникла, поскольку ситуация требует «прямого участия» первых лиц.
— Очень хорошо, что у нас сложился эффективный механизм взаимодействия и мы можем оперативно встретиться в текущем режиме, — с удовлетворением отметил ВВП.
Эксперты напоминают, что у «Моссада», который обладает самой мощной разведывательной сетью на Ближнем Востоке, есть данные, способные всерьез заинтересовать российского президента. (Например, о потенциальных организаторах терактов на территории РФ и т.д.). «Не исключено, что Нетаньяху поделится с российским руководством некоторыми данными разведки, чтобы убедить его в необходимости оказать давление на Иран», — говорит экс-гендиректор министерства по стратегическим вопросам Йоси Купервассер.
Впрочем, такие сделки всегда заключаются за закрытыми от прессы дверями.