Даже ударив по возглавляемой Трампом пирамиде американской власти, ВВП все равно умудрился не погладить против шерсти нынешнего президента США.
Дональд Трамп обожает военных, но с полным равнодушием относится к дипломатам. В нынешней американской администрации государственный департамент стремительно превращается в “нелюбимую падчерицу”. Госдеп прессует президент, который, судя по его многочисленным заявлениям, не очень понимает, зачем стране необходимо это ведомство. Госдеп прессует его непосредственный начальник Рекс Тиллерсон – человек, который за краткое время пребывания в должности государственного секретаря умудрился превратиться в объект лютой ненависти своих подчиненных.
Знатоки американского политического жаргона вместо официального названия “государственный департамент” часто используют неформальное прозвище этого ведомства - “туманное дно” (Foggy bottom). Судя по многочисленным утечкам о происходящем в госдепе, сейчас ситуация в этой конторе действительно достигла дна. Рекс Тиллерсон одержим идей кардинальной реорганизации государственного департамента и поэтому принципиально оставляет вакантными почти все руководящие должности в своей организации. Тиллерсон с крайнем недоверием относится к профессиональным дипломатам и не дает им принять ни одного сколько-нибудь значимого решения. Даже для самой мелкой бумажки требуется личная подпись государственного секретаря.
На таком фоне кризис в американской дипломатической миссии в РФ можно считать крайне болезненным для профессиональных американских дипломатов, но абсолютно малозначимым для их политических боссов из администрации Трампа. Символический ответ за “вынужденное похудение” представительств США в России нам, конечно, дадут. Но делать путинскую “атаку на дипломатов” поводом для новой громкой ссоры с Москвой ни Трамп, ни Тиллерсон не хотят.
Нам тоже нет нужды искать свежие поводы для конфликта с Вашингтоном – или даже активно пользоваться теми поводами, которые нам с готовностью поставляют “заклятые друзья” России из американского конгресса, американских СМИ и американских спецслужб. Бездействие редко является рецептом политического успеха. Но мне кажется, что на американском направлении политики мы должны постараться сейчас занять максимально отстраненную позицию. Нам ни в коем случае не следует избегать диалога с официальным Вашингтоном. Однако возлагать большие надежды на такой диалог не стоит.
Американской политической элите надо дать возможность по максимуму повариться в собственном соку. Я с большим интересом жду, например, как Трамп и его враги из конгресса будут решать проблему Северной Кореи. Сам президент США считает, что все проблемы из-за того, что его ультиматумы Пхеньяну не были достаточно грозными и однозначными. Но, похоже, в Северной Корее считают, что Трамп герой только на словах и на его многочисленные “ самые самые последние предупреждения” можно просто-напросто не обращать внимания. Как политическое руководство США будет выходить из этой деликатной ситуации, пока не ясно.
Не ясно и то, как далеко зайдет ухудщение отношение отношений между Вашингтоном и Пекином из-за многочисленных политических и экономических разногласий. Невозможно на данном этапе спрогнозировать и траекторию развития спора между США и ЕС из-за открытого агрессивного эгоизма, который Америка демонстрирует в сфере экономической политики. Однако, учитывая степень американского нахрапа и степень непродуманности этого нахрапа, я рискую сделать прогноз: шансы на то, что Вашингтон набьет себе болезненных шишек на этих и других внешнеполитических фронтах, разумеется, не носят стопроцентного характера. Но эти шансы есть. И для России это очень хорошо. Набив себе шишек, Америка может вспомнить о здравом смысле и в сфере отношений с нашей страной.
Вполне может быть, что мои надежды не оправданы. Для американского политического класса Россия – это сейчас предмет одержимости. Нам будут всячески мешать остаться в стороне. Россию – или, вернее, придуманный образ России как дьявольски могущественной и дьявольски хитроумной державы – будут и дальше разными способами втягивать в американские внутриполитические разборки. Наша задача - не поддаваться. Мы не можем совсем сбежать из “сумасшедшего дома имени Дональда Трампа”: Америка оказывает мощное влияние на абсолютно все страны мира, включая нашу. Но попытаться по максимуму абстрагироваться от происходящего в этой “психлечебнице” мы можем. Дай бог, чтобы эта попытка оказалась успешной.