- Неужели вам не жалко было? - спросили они.
- Для такого дела - не жалко, - признался президент, который за годы нахождения у власти расстался уже с целой коллекцией часов. Одни достались сыну пастуха, другие - тульскому слесарю, третьи - маршалу СССР и т.д. Механизм, заваренный в бетон, оказался не напрасной жертвой: гидроэлектростанцию на реке Бурея построили точно в срок. И, что самое удивительное - успели реализовать уникальную для России экопрограмму по спасению диких животных и редких растений, попавших в зону затопления.
Мощность новой ГЭС, по словам специалистов, составляет 320 МВт, но выработка энергии в данном случае не основная функция. Станция строилась прежде всего для того, чтобы оптимизировать работу соседней Бурейской ГЭС, входящей в десятку крупнейших в стране.
Работы посреди тайги велись с 2010 года, а за несколько дней до визита Владимира Путина начались пробные пуски, которые, по мнению отдельных экспертов, могли стать причиной "блэкаута", оставившего без электричества 1,5 млн потребителей Дальнего Востока.
Впрочем, гидроэнергетики свою причастность к недавней аварии в энергосистеме отрицают. Пожалуй, даже слишком активно.
- Мы тут ни при чем, - с порога объявили они еще не успевшим даже рта открыть журналистам.
Новая ГЭС будет снабжать электроэнергией перспективные инвестпроекты области, в том числе Амурский ГПЗ, строящийся рядом с российско-китайским газопроводом "Сила Сибири". Владимир Путин подчеркнул, что новый завод увеличит объем газопереработки в стране с нынешних 74 до 120 млрд кубов в год. Последний раз проект аналогичного масштаба реализовывался аж 50 лет назад.
Только основное предприятие обеспечит работой 3 тыс человек - для депрессивной Амурской области внушительная цифра. При этом, несмотря на близость Китая, приоритет, по словам президента, должен быть отдан российским специалистам. "Рабочую силу из-за рубежа следует привлекать только в случае возникновения реальной потребности", - подчеркнул он.
Памятуя о скандалах минувших лет, Владимир Путин призвал "Газпром" не увлекаться строительством "дворцов" в рамках своих дальневосточных проектов. "Все должно быть удобно, по-современному, но без излишеств", - напутствовал глава государства.
Впрочем, пока к крупным инвесторам особых претензий у руководства страны нет: свои обязательства они выполняют, чего нельзя сказать о чиновниках, отвечающих за государственное софинансирование. "Понимаю, что где-то в другом месте тратить деньги удобнее и комфортнее. Но приоритеты определяют президент и правительство, - напомнил Путин, - Прошу не проводить ревизию наших решений на ведомственном уровне!" Для выполнения намеченных планов (в частности, программы развития ДФО), по его словам, важна не только работа крупных инвесторов, но и министерств. «Я хочу ее увидеть!» - объявил президент, пообещав чиновникам полномасштабную проверку.
А вот для бизнеса (причем не только дальневосточного) число проверок должно в очередной раз сократиться. Так ВВП отреагировал на реплику своего полпреда Юрия Трутнева, посетовавшего, что многие предприниматели не хотят браться даже за перспективные инвестпроекты, опасаясь административного давления.
- Сейчас проверки длятся бесконечно долго. Это надо прекратить, - согласился Путин, отметив, что число внеплановых проверок бизнеса не должно превышать 30% от плановых, а срок их проведения - десяти суток. При этом проверяться, по мнению главы государства, должны только заявленные нарушения, а не все, что придет в голову сотрудникам правоохранительных органов.
Кроме того, ВВП призвал не держать предпринимателей под стражей в случае, если против них не ведутся активные следственные действия, а также прекратить порочную практику изъятия у предприятий серверов и жестких дисков. "Достаточно снять копии, заверить их и пользоваться ими в ходе следствия", - посоветовал силовикам президент.
Озвученные инициативы, по его словам, необходимо предварительно отработать в Верховном суде и Генпрокуратуре - не исключено, что потребуется внести изменения в действующие законы. «Главное, чтобы решения были приняты оперативно», - подчеркнул он.
Напомним, что президент вступается за бизнес далеко не в первый раз, однако к существенному изменению делового климата это пока не привело. В России давно уже действует особый порядок ведения следствия в отношении предпринимателей, однако, как признал сам Путин, силовики его часто обходят, возбуждая дела по другим, более тяжким статьям.