Еще на стадии обсуждения документа в Палате представителей и в Сенате (нижняя и верхняя палаты Конгресса США соответственно) было известно, что он будет содержать серьезное нововведение. Дело в том, что законопроекты, касающиеся санкций, как правило содержат пункт, предоставляющий американскому президенту возможность отменить или ослабить ограничительные меры. Например, если этого требуют интересы национальной безопасности.
На сей раз конгрессмены такой пункт в законопроект не включили, что сразу же вызвало недовольство в Белом доме. Тем не менее, заявили в администрации Трампа, президент готов поддержать документ.
После подписания законопроекта Белый дом опубликовал заявление, в котором его «изъяны» вновь подвергнуты критике. При этом, подчеркивает Трамп, он подписал документ, несмотря на ограничение своих полномочий – «ради национального единства». «Законопроект отражает желание всех граждан Америки увидеть со стороны России шаги к улучшению отношений с Соединенными Штатами, – говорится в заявлении президента США. – Мы надеемся на то, что наши страны будут сотрудничать в международных вопросах, и тогда в санкциях исчезнет необходимость».
В то же время отмечается:«законопроект посылает четкий сигнал Ирану и Северной Корее – о том, что американские граждане не будут терпеть их опасные действия, направленные на дестабилизацию обстановки».
Напомним, что изначально новые антироссийские ограничения были добавлены в законопроект о санкциях против Ирана. Эксперты сходятся в том, что конгрессмены специально сделали это – дабы ограничить для Трампа возможности маневрировать. О крайне негативном отношении президент США к Тегерану известно давно. Но его условно пророссийские заявления – особенно на фоне продолжающегося расследования по поводу предполагаемого вмешательства Москвы в американские выборы, – неизменно вызывают озабоченность у представителей политической элиты Соединенных Штатов. Если бы Трамп законопроект не подписал, это лишь навлекло бы на него новые подозрения в связях с российскими властями.
Теоретически президент США мог воспользоваться правом вето. Однако здесь также сыграли роль его собственные просчеты. Не выстроив отношений с конгрессменами (большинству из которых не по душе тяга Трампа продвигать решения президентскими указами), он создал ситуацию, в которой его вето легко было бы преодолено: для этого необходимо две трети голосов членов Конгресса.