Глава ЦИК сообщила, что более 700 муниципальных депутатов и глав районов на Урале не поддержали ни одного кандидата, причем к 91 народному избраннику никто даже не обратился с просьбой о подписи для преодоления муниципального фильтра. А ведь для участия в губернаторских выборах требовалось собрать всего-то 126 депутатских подписей.
У Ройзмана своя правда, он ее изложит чуть ниже. Но нельзя оставлять за кадром предысторию.
Евгения Ройзмана в губернаторы должна была выдвинуть конференция регионального отделения партии «Яблоко». Однако произошло совершенно необычное событие: руководство региональной партийной организации Свердловской области во главе с Юрием Переверзевым сорвало конференцию, подав в отставку. Руководитель партийной пресс-службы Игорь Яковлев в разговоре с «МК» описал эту таинственную историю так: «На руководителя регионального отделения нашей партии было оказано давление со стороны власти, чтобы не выдвигать Ройзмана кандидатом в губернаторы. Мы надеялись, что наши свердловские соратники этому давлению не поддадутся, но оно, вероятно, оказалось слишком сильным. Переверзев сорвал проведение конференции. Более того: у него были все документы, необходимые для выдвижения Ройзмана, с которыми он и ушел».
Разруливать ту ситуацию в Екатеринбург прилетел лично Явлинский. Ройзмана в итоге выдвинуло новое руководство «яблочной» структуры, но это было сделано с опозданием, многочисленными нарушениями из-за спешки, и самое главное — большинство голосов депутатов от муниципального фильтра уже были розданы другим кандидатам. Сам Ройзман в публикации «МК» еще от 18 июня с горечью сказал, что зарегистрироваться в качестве кандидата он уже точно не успевает. И вина за это лежит уж точно не на ЦИК и Памфиловой, а на нестойких «яблочниках», которые поддались давлению действующего губернатора.
Приведем кусочек из нынешнего разговора с несостоявшимся кандидатом в губернаторы.
— Меня удивил спич Памфиловой, который прозвучал очень странно: сначала она меня подвергает критике за то, что я не прошел муниципальный фильтр, а потом вдруг заявляет, что этот фильтр требуется убрать. Для начала ей нужно определиться, на какой она стороне, а если продолжать ту же риторику — и нашим, и вашим, то еще немножко, и у нее, как у Чурова, вырастет борода. Мне это снится уже. Интересно и то, почему Памфилова вспомнила о моих словах о фильтре, которые я говорил много недель назад, именно теперь. У меня такая версия: на выборах губернатора области не намечается явки, потому что единственным альтернативным кандидатом мог быть только я. Когда меня оттеснили, то выборы стали неконкурентными, неинтересными, кандидатов, за исключением действующего главы региона, никто не знает. Спрашивают: кто эти люди? Все точно знают, кто выиграет, и избирателей туда пытаются заманить лотереями, бубликами с чаем, обещанием подарков. Чтобы немножко нагнать явку, наняли специальное агентство, а тут еще и подключилась Памфилова, вернув из прошлого скандал, который тоже может хоть как-то повысить интерес к этим выборам. Ведь я и мои соратники уже закрыли тему муниципального фильтра, заявив о бойкоте выборов больше месяца назад.
— У вас действительно не было шансов преодолеть муниципальный фильтр?
— Меня удивила некомпетентность главы ЦИК в цифрах. Когда против тебя работают сразу и административный ресурс губернатора, и закон, то шансов мало. Нотариус собирал подписи сельских депутатов за кандидатов в губернаторы в момент, когда я еще не был выдвинут (мое выдвижение придержали на старте). А когда меня все-таки выдвинули, то выяснилось, что по закону из 126 подписей я должен собрать 18 подписей из сельских районов. Обязательно. Памфилова не обманывает, когда говорит о сотнях неизрасходованных подписей из городов. Но из сельских районов было вычерпано заранее все — квота выбрана. Я не мог пройти ни при каких усилиях. Ну на ринг меня не выпустили, что теперь кулаками махать.
- Кстати о ринге. Вы готовы помахать кулаками на грядущих президентских выборах?
- О своей востребованности я не переживаю... Ну, можете написать, что ваша редакция предложила Ройзману поучаствовать в президентских выборах, и он не отказался.
Как ни странно, в большинстве политических споров обе стороны могут быть правы. Так полагает председатель совета директоров Института проблем современной политики Антон ОРЛОВ: «Глава ЦИК не лукавит, когда говорит, что федеральные структуры не мешают кандидатам проходить через муниципальный фильтр. Но препятствия зачастую возникают на региональном уровне. И рассмотреть через микроскоп из Москвы, что там вытворяет губернатор, очень сложно. Другая сложность в том, что когда речь заходит об оппозиционном политике, то невозможно разобраться: это его не допустили до выборов, это он жертва, или же он сам спровоцировал такую ситуацию, чтобы оказаться не допущенным до кампании, которую мог проиграть. А потом остаться непобежденным и извлекать из этого «преследования» политические дивиденды».