Напомним, 18 июля лидер Донецкой республики анонсировал создание Малороссии, которая должна будет заменить Украину. По его словам, государство Украина дискредитировало себя, поскольку не желает останавливать войну и прислушиваться к нуждам народа. Поэтому в массы была вброшена идея по созданию «новой Украины» со старым названием этих земель — Малороссия. Которая должна стать федеративным государством, ориентированным на возрождение отношений с Россией. Идея была настолько неожиданной, что шокировала не только Киев, Париж и Берлин, но даже Москву. Впрочем, почти сразу выяснилось, что пресловутая Малороссия — это скорее креативный проект, который должен вызвать реакцию в обществе, чем реальная программа действий. Сам Захарченко в среду признал, что была предложена лишь тема для дискуссии.
Надо сказать, что дискуссия получилась жаркой. По словам Захарченко, за неделю было получено «огромное количество откликов, замечаний, предложений от неравнодушных людей со всей Украины». И если идея переучреждения Незалежной кому-то пришлась по вкусу, то по поводу названия «новой Украины» разгорелись споры. Наименование «Малороссия» вызвало отторжение. И это неудивительно. Гоголевское полумифическое «малороссийство» сейчас в украинском обществе не в почете. Да и называться Россией, к тому же «малой», не готовы даже жители народных республик, не говоря уже о гражданах прочей украинской территории. С большим пиететом было бы воспринято название с указанием какой-нибудь Сечи типа Запорожской.
К тому же даже исторически использование названия Малороссия к нынешней территории Украины неверно. Многие ее современные части никогда Малороссией не были. Включая, кстати, сам Донбасс и Луганщину.
Впрочем, по словам Захарченко, к спорным моментам относится также выбор столицы «новообразования». Матерь городов Киев менять на столицу шахтерского Донбасса тоже готовы не все. Хотя надо понимать, что и название новой страны, и перенос столицы — это эпатаж, провокация, которая должна разбередить «болото» нынешней застойной ситуации. Глава ДНР признает, что реального воплощения эта акция может и не получить. Потому что созыв «легитимного Учредительного собрания, которое будет представлять все регионы Украины», о котором также говорит Захарченко, — это утопия. Если уж народную героиню Надежду Савченко, которая ездит в Донбасс вызволять военнопленных, готовы за общение с сепаратистами порвать на куски и сдать в психушку, то что говорить о каких-то «легитимных представителях», которые поедут в Донецк переучреждать Украину. В другом же месте эта акция вообще неосуществима: лидерам ДНР и ЛНР за черту разграничения хода нет. Александр Захарченко, конечно, будет шевелить «угли в топке», подбрасывая все новые детали грядущего государствоустройства на месте Украины. Но если даже с дружественным Луганском пока не могут договориться о снятии таможенных постов на административной границе между республиками, то что говорить о дискуссии с какой-нибудь Винницей или Львовом. Нет уж, придется Малороссии пока оставаться романтичным символом гоголевских произведений.