«Предлагаем американской стороне до 1 сентября с.г. привести количество дипломатических и технических сотрудников, работающих в посольстве США в Москве, в генеральных консульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, в точное соответствие с числом российских дипломатов и сотрудников технического персонала, которые находятся в США», — говорится в заявлении Министерства иностранных дел РФ. В ведомстве уточнили, что они ограничивают общее количество американских дипломатов в России до 455 человек. «Российская сторона приостанавливает с 1 августа использование посольством США в России всех складских помещений на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном бору», — добавляется в сообщении.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова также напомнила, что, конфисковав российскую недвижимость, США нарушили Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года и двустороннее соглашение от 1979 года, по которому СССР предоставили американскому посольству в Москве два участка под дачу и под склад.
Пресс-атташе посольства США в Москве Мария Олсон прокомментировала ситуацию лаконично: «Мы получили официальное извещение от российского правительства. Посол США в России Джон Теффт выразил глубокое разочарование и категорическое возражение. Мы передали данное извещение в Вашингтон для рассмотрения».
Дача посольства США расположена в элитном московском районе Серебряный бор по соседству с коттеджным поселком и парком «Ветеран». Она, так же как и арестованная российская собственность в Соединенных Штатах, использовалась для отдыха сотрудников посольства и праздничных мероприятий — пикников, барбекю и прочего. Американские посольские склады располагаются на площади 2,3 тыс. квадратных метров в районе Южного Чертанова по адресу: Дорожная улица, 9B, недалеко от объекта «Мосэнерго».
Обмен дипдачами между Москвой и Вашингтоном начался еще во времена СССР. Первое подобное здание — поместье в Верхнем Бруквилле, штат Нью-Йорк — Советский Союз приобрел в 1952 году. Ранее дом с 38-комнатами служил резиденцией для губернатора Нью-Йорка. Вторую дачу в местечке Пайонер-Пойнт в штате Мэриленд СССР купил в 1972 году и заплатил за нее, по сообщениями американских СМИ, $1,2 млн. наличными. Поместье, если верить газете Times, состоит из 33 комнат, вмещает в себя 13 каминов и винный погреб на 3000 бутылок, а также бассейн, теннисный корт и пруд с золотыми рыбками.
В 1995 году оба объекта недвижимости перешли в собственность России, которая заплатила за них символический один доллар. Хотя обвинения в том, что дачи используются не для отдыха, а для шпионажа, со стороны США звучали давно, поместья в Нью-Йорке и Мериленде пережили все кризисы в двусторонних отношениях, кроме последнего. Как рассказала The New York Times 68-летняя жительница Пайонер-Пойнта Пенни Холлман, в декабре, незадолго до отъезда, к ней зашел один из российских дипломатов и оставил праздничный подарок — бутылку водки и коробку конфет. «Надеюсь, они вернутся, — сказала тогда миссис Холлман. — Они были приятными соседями». Что ж, как видно, в скором времени она точно не дождется своих старых знакомых.
«Это только начало. Исходя из особой агрессивности администрации США и Конгресса, Россия пока что только установила дипломатический баланс, — подчеркнул в комментарии «МК» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Дальше речь пойдет о глубокой проработке различных ответов на пока еще не подписанный Дональдом Трампом законопроект, которые в дальнейшем будут применяться по мере необходимости. Должно пройти очень тщательное выверение, для того чтобы ответные меры не усугубили ситуацию для России, но при этом были чувствительными и неприятными для США».
На злобу дня: Дипломаты у дачи
«Законопроект США в нынешнем виде — это не санкции, это нарушение всех существующих норм экономического взаимодействий и конкуренции. — считает заведующая Сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. — Он направлен на передел энергетического рынка Европы. Они вытесняют оттуда Россию как основного игрока и нарушают права европейских участников. Поэтому для Москвы бесполезно вставать в позу и высылать американских дипломатов. В этой ситуации надо задействовать существующие механизмы системы, которую США пытаются сломать. Необходимо подать иск о нарушении Соединенными Штатами правил ВТО, вынести этот вопрос на обсуждение Совета безопасности Генеральной ассамблеи ООН».
Любовь Глазунова
Посольскими дачами в Серебряном Бору восхищался еще Никсон
Александр Васькин, писатель, историк Москвы:
«Это интересное место. Дачная история началась в конце XIX века, когда генерал-губернатором был Сергей Александрович Романов. Он присмотрел Серебряный Бор для собственной дачи, а за ним потянулись и все приближенные. Тот самый дом, который принадлежал американской дипломатической миссии, построен был для адъютанта Сергея Александровича — Владимира Джунковского. Его карьера пошла вверх в 1905 году, а в 1908-м он уже стал губернатором Москвы. Личностью он был очень деятельной: устраивал многочисленные выставки, приложил максимум усилий для минимизации последствий московского наводнения 1913 года. В силу своей занятости появлялся он на даче нечасто, однако место успело приобрести определенный статус.
Уже после революции, когда советское правительство перебралось в Москву, номенклатурщики присмотрели себе эти дачи. Там в разное время жило около 2000 семей, но в годы репрессий многих из них постигла незавидная участь.
Во время войны дачу бывшего губернатора выделили американскому посольству, там же поселили и британское посольство. Место было прекрасным — там имели дачи видные деятели искусства.
В 1974 году посмотреть на то, как живет дипмиссия, приезжал Ричард Никсон. Прибыл он на катере, осмотрелся и остался очень доволен. Он отметил, что условия отдыха американских дипломатов даже лучше, чем у советской дипмиссии в США.
Поэтому это довольно болезненная, статусная потеря для Америки, такой удар по самолюбию.
Екатерина Габель