Благая цель. Но последнее пленарное заседание показало, какие барьеры ещё предстоит брать на пути к этой цели. Некоторые из них, как выяснилось, Думе пока не по силам.
Одним из принятых в третьем чтении 21 июля стал закон об устранении противоречий в сведениях государственных реестров, известный как «лесная амнистия». О содержании этого важного документа, затрагивающего интересы огромного количества людей и структур, «МК» уже писал и ещё напишет. Сегодня - речь не о том, ЧТО в нём. А о том, КАК он принимался (второе, увы, очень сильно влияет на первое).
Утром Николай Коломейцев (КПРФ) предложил перенести «лесную амнистию» на сентябрь, «учитывая скандальность и неоднозначность» вопроса.
Глава ответственного за разработку документа Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев («ЕР») заверил, что законопроект готов, прошёл все экспертизы и вообще получился хороший.
Это он о 69-страничном документе, принятом голосами одних единороссов во втором чтении накануне вечером. Тогда за 20 минут до обсуждения в зале раздали дополнительные таблицы поправок, предлагавшие существенные изменения в согласованный вроде бы ранее текст (одна из них, на 43 страницах, и была в итоге принята).
«Единая Россия» предложение о переносе не поддержала.
Тут Валерий Гартунг («СР») обратил внимание зала, что документов к третьему чтению нет ни в электронной базе Думы, ни на бумаге. Да, подтвердил г-н Николаев: текст ещё только «будет роздан, идёт техническая работа, но все ошибки и недочёты устранены.
Оставалось поверить ему на слово - насчёт ошибок и недочётов.
Текст появился минут через 30.
Но представители КПРФ, «СР» и ЛДПР никак не могли успокоиться. Елена Драпеко («СР») предложила внести изменения в регламент, чтобы такие случаи не могли повторяться: «за 5 минут до голосования мы получаем многостраничные тексты, которые не в состоянии не то что обсудить, а даже прочитать.» Г-н Володин тут же поручил Комитету по регламенту и организации работы к осени подготовить такие предложения.
Если это будет сделано и если депутаты найдут в себе силы новых правил придерживаться - «лайк» этой Думе. Материализующиеся прямо перед голосованием содержательные поправки - бич, от которого Госдумы страдает давно. Особая беда с приоритетными законами, которые надо принять во что бы то ни стало. Они кроятся и режутся в спешке буквально на ходу. «Часом лоббиста» называют на Охотном ряду эти горячие деньки: ловить рыбку в мутной водице аврала - милое дело…
По просьбе спикера высказались полпреды правительства и президента. Они были единодушны: текст в высокой степени готовности, можно принимать сегодня (это сказал полпред президента), нужно принимать именно сегодня (это сказал полпред правительства).
Тогда г-н Володин попросил полпреда правительства передать начальству: три фракции Госдумы считают, что вопрос надо перенести на осень. Запахло скандалом. В Госдуму быстренько примчался вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий за закон, а в заседании объявили перерыв, чтобы руководство могло обсудить, как быть и что делать…
Чуда не произошло: закон о «лесной амнистии» Госдума приняла, причем «за» проголосовали не только единороссы, но и фракция ЛДПР.
Г-н Козак с трибуны сказал, что закон надо срочно принимать, потому что иначе будет «продолжаться ужас без конца». Так он охарактеризовал несоответствие между лесным реестром, куда заносятся сведения о лесных участках, и системой регистрации прав на недвижимость. В результате в 12 субъектах РФ плошадь лесного фонда по бумагам на 79 млн. га превышает площадь самих этих субъектов.
А взбрыкнувшие было депутаты утешились тем, что объявили о создании рабочей группы с участием представителей всех фракций, правительства, Счетной палаты и Генпрокуратуры, которая займется контролем за реализацией того, что принято. Первого отчета следует ждать к 1 декабря 2017 года. Ещё по предложению спикера в октябре решено провести парламентские слушания на эту тему.
Парламентский контроль - это, конечно, здорово. Но…
Наблюдая со стороны за депутатами, которые очень любят стенать о неуважении к ним правительства, но на самом деле просто не очень уважают сами себя и своих избирателей, журналисты мечтают о том, что когда-нибудь у Думы хватит духа остановить несущуюся без тормозов законодательную машину. Одного раза хватило бы, чтобы участники законодательного процесса стали внимательнее к процедурам и правилам приличия.
Но время ещё не пришло. «Ужас без конца» продолжается.