Один из авторов, Сергей Боярский («ЕР»), доложил членам комитета, что цель инициативы — «создание эффективного механизма удаления из соцсетей незаконного контента и вредоносной информации». Да, признал он, и сейчас в соцсетях есть площадки, которые позволяют пожаловаться на содержание аккаунта того или иного пользователя, но на эти жалобы необязательно реагируют. В Германии, продолжал г-н Боярский, «в течение 2 лет широко обсуждался этот вопрос, и там пришли к выводу, что без санкций и штрафов оперативно удалять экстремистский контент соцсети не получится». Максимальный штраф немцы определили в 50 млн евро. «Мы перевели эти цифры в рубли, сравнили среднюю зарплату в Германии и России и предлагаем максимальное наказание для организаторов соцсетей в 50 млн рублей», — пояснил депутат. Про штрафы, правда, говорится в другом законопроекте — он предлагает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, и будет он приниматься в первом чтении осенью.
«Мне кажется, мы должны идти в ногу со временем и использовать опыт наших европейских коллег в таком важном деле», — сделал вывод г-н Боярский.
В ФРГ, заметим, законопроект принят в этом году одной из палат германского парламента, но до сих пор не одобрен другой палатой и в силу не вступил. Так что опыта по большому счету никакого пока нет.
Вадим Деньгин (ЛДПР) спросил, не станет ли выполнение требований закона и на этот раз «предметом политической торговли» государства с крупными соцсетями, которые шантажируют наши власти угрозой ухода с российского рынка при каждой попытке заставить их подчиниться.
«А чем мы хуже Германии?» — гордо заявил г-н Боярский. И добавил, что «штрафы как раз и будут призывом к сотрудничеству».
Евгений Ревенко («ЕР») назвал инициативу «давно назревшей»: «соцсети — это современные СМИ, по большому счету и у отдельных пользователей количество подписчиков больше, чем у многих обычных СМИ, но СМИ несут юридическую ответственность за содержание распространяемой информации, а блогеры — нет».
Глава комитета Леонид Левин («СР») сообщил, что комитет концепцию законопроекта поддерживает, но с «рядом серьезных замечаний, замечания есть и у правительства, и у правового управления Госдумы».
Правительство в своем отзыве, утвержденном накануне, вынесло такой вердикт: «концепция законопроекта поддерживается», но текст «нуждается в серьезной доработке».
Вот лишь некоторые из претензий кабинета министров.
«Используемое в законопроекте понятие «недостоверная информация» отсутствует в законодательстве и носит субъективный характер», — считают правительственные юристы. А из текста непонятно, как предполагается подсчитывать количество пользователей соцсетей (авторы хотят распространить действие закона на соцсети с числом пользователей более 2 млн человек).
Срок в один день на удаление информации по заявлению пользователя и «процедура удаления» (предполагается автоматическое удовлетворение требований заявителя) кабинету министров кажутся «недостаточно обоснованными». При этом «у лица, разместившего информацию, отсутствует возможность каким-либо образом оспорить ограничение и удаление, а предусмотренный в законопроекте срок не дает возможности надлежащим образом проверить факт противоправности».
Требование удалять копии противоправной информации и, наоборот, хранить такую информацию в течение 3 месяцев «возлагают значительные финансовые обременения на операторов социальных сетей и потенциально несут в себе предпосылки ухода операторов социальных сетей из-под юрисдикции Российской Федерации», считает правительство. Желание обязать соцсети ежеквартально представлять отчеты о рассмотрении заявлений представляется ему «излишним». И т.д., и т.п.
Обычно проекты отзывов на законопроекте в правительстве готовят профильные ведомства. В данном случае, надо понимать, это было Минкомсвязи…
По логике вывод должен был бы быть совсем другим: «правительство не поддерживает». Но оперативное рассмотрение в Госдуме недвусмысленно указывает на ясно выраженную политическую волю Кремля: пойти против нее ни депутаты, ни кабинет министров не могут.
Впрочем, и в заключении профильного комитета перечень замечаний занял три страницы. Некоторые из них совпадают с замечаниями правительства. «Нельзя исключать, что пользователи могут захотеть заблокировать в соцсетях записи общественных деятелей, которые им не нравятся, и мы должны исключить подобные злоупотребления», — заявил г-н Левин. Он предложил сделать исключение для публикаций зарегистрированных СМИ, потому что иначе может получиться так, что «вы перепостили публикацию СМИ, она кому-то не понравилась, и ее заблокировали»…
Комитет будет рекомендовать Совету Думы вынести его на обсуждение палаты в первом чтении 20 июля — на этот день назначено дополнительное пленарное заседание. В целом документ будет принят только осенью.