К полудню в центр Цхинвала стали собираться горожане. Здесь, на улице Миротворцев, рядом со стелой погибшим военнослужащим миротворческих сил, проходили праздничные мероприятия. Погода в этот день была по-настоящему летней, градусов 25 тепла, легкий ветерок и небольшие облачка на небе. На улице, которая была перекрыта для движения, гремела музыка, дети из спортивного мотоклуба рассекали на квадроциклах, подъехали даже взрослые байкеры из Москвы, на которых малышня взирала буквально с обожанием.
На площади перед стелой прогуливались мамы с детьми, пожилые люди, мужчины средних лет, большинство из которых во время грузино-осетинской войны пошли в ополчение. Каждый в этот день вспоминал что-то свое.
Молоденькая девушка Марианна рассказала «МК», что День миротворца в Южной Осетии не только повод погулять на площади и посмотреть выступления байкеров.
— Миротворцы в 2008 году первые встали на защиту города, они своими жизнями спасли нас, и это мы никогда не забудем, — рассказала девушка. — Они для нас герои, наши защитники, и мы будем их помнить всегда.
Марианна говорит, что 8 августа 2008 года она была в Цхинвале и пережила все ужасы нападения на город.
— Я тогда училась в 8-м классе, были каникулы. Поняла, что на нас напали, когда началась канонада и в городе стали разрываться снаряды. Знаете, когда переживаешь такой ужас, очень быстро взрослеешь. Наверное, ребенку не так страшно, как взрослым, потому что я еще не понимала, что можно погибнуть. Хорошо помню, что когда в город вошли российские войска, их все встречали как освободителей. На улицы, несмотря на выстрелы, выходили бабушки, женщины, махали руками, приветствуя солдат, — вспоминает девушка, и в ее глазах начинают блестеть слезы.
Марианна говорит, что после того, как в Южной Осетии появилась российская база, все почувствовали уверенность, что на город больше не нападут.
Ноирбек Кубесов во время пятидневной войны был в ополчении, он хорошо помнит эти события.
— Было тяжело людям в Южной Осетии. На нас нападали и четверть века назад, и в 2008 году. Даже на этой площади были грузинские танки, они стреляли по мирным жителям. Мне не было страшно, потому что мы всегда были на боевых позициях, как ополченцы защищали город. Страшно было за близких. Сегодняшний праздник для меня много значит, я с русскими солдатами воевал бок о бок, им вечная благодарность от нашего народа. Миротворцы защищали нас от нападения и в итоге приняли на себя первый удар, — вспоминает Ноирбек.
Внезапно музыка на площади стихла. Началась церемония возложения венков. После того как память миротворцев почтили руководство республики и командование 4-й военной базы ВС РФ, президент страны Анатолий Бибилов обратился к горожанам.
— Для Южной Осетии это государственный праздник, а если убрать пафос, то это народный праздник. Все прекрасно понимают, какую роль сыграли миротворцы, что это значило для народа Южной Осетии, для республики. И конечно, переполняет чувство радости, что этот праздник у нас есть, радости, что был такой день, 14 июля 1992 года, когда мы начали обретать мир на нашей земле, — сказал Бибилов.
Вспоминали российских миротворцев и военнослужащие 4-й российской базы, дислоцированной в Цхинвале. На плацу выстроились солдаты и офицеры, которые минутой молчания почтили память погибших.
— Есть события, значение которых не тускнеет с течением времени. Напротив, каждое прошедшее десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие, их определяющую роль в истории того или иного народа. Именно к таким относится событие, произошедшее ровно 25 лет назад — 14 июля 1992 года, когда согласно Дагомысским соглашениям на землю Южной Осетии были введены трехсторонние смешанные силы по поддержанию мира, — сказал начальник 4-й российской военной базы Алексей Плиев, выступая на митинге. — В 1992 году эти задачи были возложены на главу Госкомитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергея Шойгу.
В свою очередь, посол РФ в Южной Осетии Марат Кулахметов, который командовал миротворческим контингентом в 2008 году, рассказал, что Россия разработала уникальный миротворческий формат, который доказал свою эффективность в Южной Осетии и Приднестровье и был признан удачным ОБСЕ:
— Надо сказать, что первопроходцем на этом тяжелом пути миротворчества был Сергей Шойгу. Миротворцы прошли тяжелый путь и с достоинством выполнили поставленную задачу.
Цхинвал.