А ведь все начиналось с намерения придумать основания для отмены решения о присвоении российского гражданства в отношении граждан, признанных судом виновными в совершении ряда террористических и экстремистских преступлений, прописанных в 18 статьях Уголовного кодекса… По крайней мере принятый в первом чтении документ предполагал именно это. Но по ходу дела решили дополнить документ еще и статьями о присяге гражданина РФ. Сначала хотели прямо в законе прописать, что присяга должна произноситься, а потом подписываться достигшими 14 лет дееспособными иностранцами «в торжественной обстановке перед Государственным гербом РФ и Государственным флагом РФ». Но порядок и случаи использования двуглавого орла и триколора определяется специальными конституционными законами, и с выбором мест для торжественного мероприятия могли возникнуть проблемы. В итоге депутаты поступили так, как поступают всегда, когда быстро согласовать корректный вариант не могут, а надо: они отдали решение на откуп президенту. Именно он утвердит порядок принесения присяги, где и пропишет детали. Возраст, с которого присяга становится условием получения гражданства РФ, подняли до 18 лет, и давать ее иностранец будет не ДО принятия решения о выдаче ему паспорта, как предполагалось ранее, а ПОСЛЕ.
Кстати, президент получит право своими решениями освобождать от публичной клятвы в верности России неких «иных лиц», то есть кого захочет…
Третий блок поправок нарисовался в самый последний момент. Речь в них идет об украинцах, которые потенциально могли бы получить вид на жительство и российское гражданство в упрощенном порядке как «носители русского языка». Напомним: «носителями» с 2014 года после собеседования со специально созданными в регионах комиссиями могут стать «владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах», но лишь в том случае, если они сами или их родственники по прямой восходящей линии проживают или проживали на территории РФ, Российской империи или СССР «в пределах Государственной границы РФ». Из слов главы Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова («ЕР») и врио главы МВД Александра Горового следовало, что украинцы воспользоваться в полной мере этим способом натурализации в России не могут. Закон «О гражданстве» требует при подаче заявления о намерении стать россиянином отказа от гражданства иностранного государства. Того же требует при подаче заявления о виде на жительство, без которого гражданства не получить, и закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Но «в последние годы» (надо понимать, после Крыма, то есть с 2014 года) получить на Украине справки об отказе от гражданства невозможно.
И вот решено специально оговорить: отказаться от гражданства Украины «носителям» можно и «путем направления заявления об отказе от гражданства Украины в уполномоченный орган данного государства». Документом, подтверждающим факт отказа, будет считаться «нотариально заверенная копия» этого заявления. По словам г-на Горового, сотни тысяч украинцев «приехали сюда, интегрировались, работают, обустраивают быт» — и в МВД «крайне неудобно» себя чувствуют, когда отказывают им на основании федеральных законов.
Г-н Горовой сообщил, что с 2014 года статусом «носителя русского языка» воспользовались 5,5 тысячи граждан Таджикистана и 55 (!!!) украинцев. (С Таджикистаном у России есть соглашение о двойном гражданстве, и никаких справок об отказе от гражданства для жителей этой азиатской республики не требуется.)
По данным МВД, 476 тысяч украинцев имеют разрешение на временное проживание в России, 176 тысяч имеют вид на жительство, 777 тысяч ежегодно продлевают патент на занятие трудовой деятельностью — вот те, кто теперь, считают в ведомстве, получает шанс.
Споры вызвала и на заседании профильного комитета накануне, и на пленарном заседании поправка Константина Затулина («ЕР»): он хотел радикально расширить перечень иностранцев, имеющих право на звание «носителя русского языка» и тем самым на российское гражданство, за счет тех, чьи родственники по прямой восходящей жили на всей территории Российской империи или СССР «на момент прекращения их существования». Правительство, по замыслу депутата, должно иметь право исключать из обширного списка территорий, чьи граждане могут стать носителями, определенные государства. Г-н Затулин пояснил: не отпускают от себя потенциальных россиян не только Украина, но и страны Прибалтики, и Узбекистан. К тому же поправка про «нотариально заверенную доверенность», одобренная Госдумой, не касается украинцев, которые живут на территории Украины и у которых нет и не было родственников на территории России в разные периоды ее истории.
Г-н Крашенинников предложил постепенно «расширять круг возможностей». Г-н Горовой его поддержал. Тогда спикер Госдумы сказал, что «поправка Затулина правильная, но требует дополнительной проработки», и когда законопроект будет приниматься в третьем чтении, «в случае нахождения консенсуса» с правительством и Кремлем можно «вернуться к этой теме».
Так что к следующей неделе мы можем увидеть еще одну версию документа, который первоначально предлагал только лишение гражданства осужденных за терроризм.
Марина Озерова
«РОЛЬ СЫГРАЛО ТО, ЧТО УКРАИНА ПОЛУЧИЛА БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ»
Поправки в законопроекте действительно упростят украинцам, желающим остаться в России, жизнь. Учитывая все бюрократические проволочки — тысячи бумажек, справок, подписей, очередей, — мигранты из Незалежной спотыкались именно на последнем этапе — получении справки о выходе из гражданства Украины. Ну не хотела родина отпускать своих блудных детей.
— У украинцев просто не принимают в консульстве заявление о выходе из гражданства, — говорит председатель Комиссии по миграционной политике и адаптации мигрантов при правительстве Москвы Александр Калинин. — А эти поправки дадут возможность людям сменить статус беженца на статус гражданина новой страны.
Почему эта милость свалилась на украинцев именно сейчас? По мнению экспертов, этот шаг скорее многоходовочка вслед шагающей в Европу Украине.
— Роль сыграло то, что Украина получила безвизовый режим, и наши политики решили как-то сбалансировать процесс и привлечь людей на свою сторону, — объясняет заведующая кафедрой конфликтологии и миграционной безопасности Института права и национальной безопасности РАНГХиС Виктория Леденева. — Иначе к нам просто перестанут ехать, а мы заинтересованы в украинцах.
Однако есть одна деталь, смущающая экспертов. Когда законопроект вступит в силу (речь идет пока о 1 сентября), наши соседи-славяне получат возможность законно сидеть на двух стульях — российском и украинском.
— На мой взгляд, то, что они будут иметь двойное гражданство, неправильно, — считает Леденева. — Где гражданин будет платить налоги? Где получать пенсию? В данном случае людям нужно гражданство не от любви к России, а из-за выгоды. Человек приедет, посмотрит, что и как, поработает, а потом вернется.
Да и вопрос, а сколько их в принципе приедет. Естественно, гражданство получат те оставшиеся из 20 тысяч человек, которые сейчас в подвешенном состоянии. Но они уже в России — здесь живут, работают и учатся. По сути, они просто легализуют свой статус. А вот ждать ли новых потоков — вопрос спорный. По мнению Виктории Леденевой, к некоторому пополнению готовиться все же стоит.
— Я считаю, что потока не будет, — высказывает свое мнение Александр Калинин. — Была волна мигрантов на первом этапе военных действий, потом произошел отток. Сейчас скачка не будет, и ситуация на рынке не изменится.
Любовь Бондаренко