В Симоновский суд от Федеральной службы исполнения наказаний поступило заявление об отмене условного осуждения Алексею Навальному. В случае, если суд решит согласиться с ФСИН, Навальный будет отбывать срок не формально, а вполне реально — в исправительной колонии. Причем, как пояснил МК адвокат Дмитрий Аграновский, время, которое оппозиционер уже провел на свободе, засчитано не будет. При этом в вероятность того, что Навального отправят в колонию Аграновский не верит. По его мнению, такая возможность у правоохранителей была неоднократно.
«В целом, в части пересмотра условного наказания на реальное, нашу систему гуманной назвать нельзя. Такое происходит довольно часто, причем из-за формальных нарушений, - отмечает он. - В данном же случае ФСИН сработала механически. Навальный получил административный арест и они сразу направили заявление в суд».
По словам Аграновского, в соцсетях уже успела разойтись шутка, что «ФСИН просить пересмотреть наказание Навальному, если он сам не будет против».
Тут стоит вспомнить и то, что ФСИН обращалась в суд с робкими попытками арестовать Навального «по настоящему» как минимум дважды, и все разы получала отказ.
Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин в разговоре с «МК» также выразил сомнения в том, что оппозиционеру грозит реальный срок.
В отличие от Аграновского, который считает Навального своего рода «либеральным спойлером» оппозиционного движения, выгодного политическим элитам, Макаркин предполагает, что арест политика вызовет чрезмерный общественный резонанс. И власти как раз не хотят его спровоцировать.
«Вспомните, когда по делу Кировлеса Навального могли посадить, на Тверскую на несанкционированную акцию вышло большое количество людей. Сейчас такая реакция может повториться. И вполне вероятно, что подобные акции не будут ограниченны по времени», - полагает Макаркин.
Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов высказал мнение о том, что таким образом власть «подает Навальному сигнал: жестить можно только в пределах отведенного ему коридора. То есть его таким образом вводят в безопасное русло: или играй по правилам или не будешь играть».
«Подобной системой сигналов власть и Навальный обмениваются давно - он им протест, они ему силу. В целом же власти нужно чтобы кто-то эффективно "занял", отвлек внимание протестных социальных групп и в то же время не дал и стать более радикальными чем сейчас», - считает он.
Несмотря на то, что эксперты сомневаются в вероятности ареста Навального, усиление давления на его сторонников заметно.
За последние несколько недель полицейские наведывались в штабы Навального в десятке городов, а негодующие «профессиональные государственники» врывались в здания, где хранятся агитматериалы.
Так, несколько дней назад в Краснодаре на штаб Алексея Навального напал боевой отряд пенсионерок. В Москве полицейские-самбисты изъяли из штаба значки, кепочки и листовки в с надписями «Навальный-2018», а заодно применили самооборону по отношению к сторожившему агитматериалы волонтеру Александру Туровскому так, что он получил черепно-мозговую травму.
Для сомнений в том, что власть стремиться нейтрализовать Навального приводится и еще один аргумент: по закону «о президентских выборах», будучи осужденным по статье, которая квалифицируется как тяжкая (дело «Кировлеса»), он не может быть допущен до предвыборной гонки, сколько бы подписей он не набрал и штабов ни открыл.
Не может лично он, но что не мешает Навальному выдвинуть кого-то из числа своих сторонников, которые и попали под раздачу, как на акциях 26 марта и 12 июня, так и в ходе «рейдов» по предвыборным штабам? Однако мысль о возможности делегировать ключевую роль в протестном движении, как минимум, на ближайший год кому-то другому Навальный пока не озвучивал.
P.S. И как подтверждение выводов наших экспертов: перед самым подписанием номера в печать РИА «Новости» сообщило, что ФСИН не обращалась в суд с просьбой заменить условный срок Навального реальным.