Вопрос о вступлении Украины в НАТО поднимался за последние четверть века ноднократно. . В 1991 году «Незалежная» вступила в Совет Евроатлантического партнерства, а три года спустя присоединилась к программе «Партнерство ради мира» первой среди стран СНГ. До избрания на должность президента Виктора Ющенко был период относительного затишья. А в 2008 году в совет НАТО была отправлена заявка от Украины на вступление в Альянс. Но представители от Германии и Франции наложили вето на членство «незалежной». При Януковиче программа по сотрудничеству была свернута, а приоритетом правительства стал внеблоковый статус государства.
После «Евромайдана» Украина ожидаемо вернулась к идее вступления в НАТО. Петр Порошенко даже добавил пункт в новую редакцию Военной доктрины. В Киеве поставили цель до 2020 года добиться полного соответствия ВСУ армиям членов альянса. Именно реформы по переоснащению оборонного сектора и стали камнем преткновения между генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и Петром Порошенко. На встрече президент «незалежной» продемонстрировал гостю программу реформ и изменений, которые в ближайшее время ждут Министерство обороны страны. Столтенберг отозвался о ней в положительном ключе, заявив, что НАТО и дальше будет поддерживать Украину.
На совместной пресс-конференции Петр Порошенко успел пожаловаться Столтенбергу на Россию, которая, по его словам, подвергает Укаину кибератакам. Глава «незалежной» рассчитывает на помощь НАТО. "Мы рассчитываем на расширение этого сотрудничества, чтобы оно лучше финансировалось и было более эффективно", - подчеркнул Порошенко. Однако вместо «хорошего финансирования» генсек НАТО пообещал дать Украине оборудование, позволяющее расследовать источники кибератак.
Между тем, Тиллерсон, заявивший накануне о своем разочаровании невыполнением Минских договоренностей, оставил вместо себя куратора Курта Волкера, который еще несколько дней будет знакомиться с ситуацией на Украине. С одной стороны, Волкер когда-то занимал должность полпреда от США в НАТО, и неоднократно поддерживал расширение влияния организации в Восточной Европе. Он так же хороший друг и сторонник американского сенатора Джона Маккейна, который занимает достаточно жесткую антироссийскую позицию. Однако у Волкера есть вполне определенная задача — посмотреть, готова ли Украина выполнять свои обещания. И определить, куда вообще сейчас идет эта страна. Уже в первый же день Волкер сделал одно замечание. По его словам, запрет российских соцсетей — это неверный шаг. «Не уверен, что запрет на информацию – правильный метод решения проблемы. Считаю, что публичность и прозрачность – это важно.» Так стоит ли ждать каких-то изменений в повестке урегулирования ситуации на Востоке Украины в связи с этой американо-натовской активностью?
Денис ДЕНИСОВ, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
- Пока нет оснований считать, что в обозримом будущем США как-то изменят свою позицию в отношении Крыма и конфликта на Донбассе. Фактически назначение Волкера, напрямую связанного с сенатором-русофобом Джоном Маккейном, априори говорит о том, что никакого конструктивного отношения к Минским соглашениям американцы демонстрировать не собираются. Более того, хотя сейчас и преждевременно сравнивать Волкера с его предшественником Викторией Нуланд, но если он начнет проявлять инициативу в разрешении конфликта на Донбассе, а не просто исполнять роль почтальона в переписке между Кремлем и Белым домом, диалог может оказаться еще более тяжелым, чем ранее. Конечно, все ожидали, что после встречи Путина и Трампа, в Вашингтоне появится новая повестка относительно Киева, но этого не произошло.
Что касается заявления Трампа о вступлении Украины в НАТО, думаю ни у кого нет никаких сомнений в том, что оно было сделано после консультаций с Тиллерсоном. Во-первых, Вашингтон не заинтересован в том, чтобы финансировать украинскую армию, а именно это придется делать, если сегодня Украина станет членом Альянса. Во-вторых, по всем социологическим исследованиям видно, что на вступление в НАТО согласны максимум 50% украинцев — в случае проведения референдума это совсем не гарантирует позитивного, с точки зрения республиканских властей, результата.
Владимир ЖАРИХИН, замглавы Института стран СНГ:
- Администрация Трампа еще изучает все, что наворотили их предшественники, поэтому пока они не предпринимают никаких радикальных шагов в разрешении украинского кризиса, ограничиваясь словами о необходимости выполнения Минских соглашений. При этом складывается впечатление, что они не знают, о чем идет речь. Например, ранее Тиллерсон заявлял о возможности прямых переговоров между Россией и Украиной при посредничестве США... Понятно, что Москва никогда на это не согласится, потому что она не считает себя стороной конфликта на Донбассе. Если же Вашингтон все же решит гнуть эту линию до конца, то нас ожидает очередной тупик.
При этом я не думаю, что работа Волкера в команде Маккейна должна обязательно расцениваться как плохое предзнаменование для России. С таким же успехом Порошенко можно было бы назвать ставленником Виктора Януковича, лишь потому, что он был министром торговли в правительстве свергнутого президента. Волкер является чиновником, который до сих пор не выпячивал свою политическую позицию. Вполне вероятно, что в переговорах с Россией он будет лишь выполнять те указания, которые будет давать ему Вашингтон.
Читайте материал: Порошенко похвастался началом процедуры вступления Украины в НАТО