Сугробное лето с медведями: как военные служат на Новой Земле

"Майор, пытаясь показать ситуацию встречи с хищником, кидал перчатки в сторону шеренги"

Новая Земля. Морозы здесь достигают 40 градусов, а ветер может разогнаться до 50 метров в секунду. Наверное, не зря этот арктический архипелаг часто называют «страной ветров». Полярная ночь здесь длится 70 дней, остальное время над островом висят плотные тучи, через которые иногда проглядывает солнце. В этих суровых климатических условиях, где помимо погодных катаклизмов приходится соседствовать с самыми опасными хищниками Арктики — белыми медведями, несут службу солдаты и офицеры единственного в стране ядерного полигона. Сейчас на острове кипит работа: идет большая экологическая чистка Арктики.

Корреспондент «МК» побывал на Новой Земле, чтобы убедиться в том, что служба здесь хоть и нелегка, но интересна, а также посмотрел, как военные экологи возвращают архипелагу первозданный вид.

"Майор, пытаясь показать ситуацию встречи с хищником, кидал перчатки в сторону шеренги"

НАЧАЛО СЛУЖБЫ

Путь на Новую Землю для призывников начинается со сборного пункта в Архангельске. Здесь все происходит, как и в любом другом сборном пункте по всей России: призывники проходят медкомиссию, получают электронный военный билет, переодеваются в форму. Затем следуют проводы с торжественными речами, плачущими родственниками, девушками, которые обещают ждать...

А дальше все зависит от погоды — она на архипелаге капризна как ребенок. Ждать подходящих для вылета метеоусловий иногда можно неделями. Пацаны, уже получившие воинское звание рядовой, особо не переживали, шутили: солдат спит — служба идет.

На этот раз «добро» от небесной канцелярии было получено относительно быстро — всего через три дня.

Работяга Ил‑76, на котором новобранцам предстояло отправиться к месту службы, выкатился на «взлетку» и опустил рампу. В это время над аэродромом сгустились тучи — и хлынул дождь. Накинув капюшоны зимних курток, ребята, которые к тому времени уже выстроились перед Илом в три шеренги, с тревогой заглядывали в брюхо военно-транспортного монстра. Было заметно их волнение: подавляющее большинство из них до этого дня на самолетах вообще не летали, а если и летали, то гражданскими, оснащенными обычными креслами. Здесь же перед ними стоял двухпалубный транспортник, внутри которого они увидели нескончаемые ряды скамеек вдоль бортов и даже под крышей...

— Я вообще на самолете только один раз летал. В Турцию, — улыбается один из новобранцев — Глеб Огородников. — Здесь все по-другому. Сиденья другие, да и вообще...

Глеб рассказал, что о своем месте службы практически ничего не знает. Он, коренной архангелогородец, дома его ждут семья и любимая девушка.

— Думаю, на Новой Земле будет похолоднее, чем в Архангельске, — предположил он. — На службе, говорят, много маршировать придется, а еще говорят, там белого мишку можно увидеть...

Вместе с молодым пополнением на Новую Землю отправлялся и епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. Владыка летел на архипелаг, чтобы освятить крест, установленный военными на небольшом островке, названном Патриаршим.

— Ничего, ребятки, дождь нам в помощь, — успокаивал священнослужитель.

Перед самым вылетом владыка провел службу и прямо под дождем окропил ребят еще и святой водой.

Раздалась команда на посадку. Пассажиры Ил‑76 поудобнее расселись на непривычно жестких сиденьях, заняв все места, и самолет, тяжело разбежавшись по полосе, взял курс на Новую Землю.

Питание у солдат и офицеров здесь усиленное, по специальным арктическим нормам.

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ И АРКТИЧЕСКАЯ «ЦИФРА»

Попадая на архипелаг, понимаешь, насколько все же огромна наша страна. Вылетел ты вроде из холодного, но лета, а приземлился в теплую, но зиму. Первое, что бросается в глаза на Новой Земле, — сугробы в человеческий рост рядом со взлетной полосой.

— Хорошее у вас лето, малосугробное, — пошутил один из офицеров, прилетевших из Москвы.

По словам встречающих, обычно к этому времени снег уже сходит, однако аномально холодное лето выдалось и на архипелаге. Май и июнь «порадовали» сильнейшими ветрами, снегом и другими погодными катаклизмами.

На Новой Земле новобранцев встретил командир Центрального полигона полковник Андрей Синицын.

— Здесь не конец земли, здесь начинаются величайшие просторы нашего государства. Я уверен, что весь личный состав, прибывший на доукомплектование Центрального полигона, с честью и достоинством выполнит свой воинский долг и все живые-здоровые вернутся к своим родным и близким. Еще раз поздравляю вас с прибытием на Центральный ордена Ленина и ордена Суворова полигон Российской Федерации, — поприветствовал молодое поколение офицер.

Затем ребят посадили в «КамАЗы» и повезли в поселок Белушья Губа, который считается столицей Новой Земли. Здесь в первый день заполярной службы их познакомили с армейским бытом и спецификой местной жизни.

Особенностей, конечно, здесь хоть отбавляй. Полярный день, к примеру, длится 90 дней, а полярная ночь — 70. Погожий солнечный день — большая редкость. Как правило, небо затянуто тяжелыми, свинцовыми тучами. Климат суровый, морозы зимой, бывает, доходят до -40 градусов, а с учетом сильного ветра, который дует здесь практически постоянно, выдерживать их очень сложно. Рассказывают, что одного из офицеров, который вышел на улицу, когда там бушевала буря, буквально тут же сдуло как пушинку. Он чудом уцепился за трубу рядом со зданием и повис на ней, как флаг. Хорошо, что помощь подоспела вовремя. С трудом его затащили в безопасное место. Руки сорвал в кровь, но жив остался и после лечения продолжил службу. Поэтому при сильных ветрах выходить из зданий категорически запрещено. Умеренным здесь считается ветер до 25 метров в секунду. На такие порывы, как правило, внимания не обращают и даже водят детей в садик.

Представляют опасность хозяева острова — белые медведи. Конечно, в зоопарке эти животные, занесенные в Красную книгу, вызывают только возгласы умиления, но на Новой Земле представляют смертельную угрозу. Поэтому прибывших на архипелаг обучают необходимым мерам безопасности при встрече с этим арктическим хищником. Ликбез был прочитан и вновь прибывшим бойцам. Первое правило — поодиночке никогда и никуда не ходить.

— При встрече с белым медведем нельзя делать резких движений, — напутствовал солдат офицер. — Осмотритесь, найдите ближайшее укрытие. Медленно отступайте назад и, сняв перчатку с руки, бросайте ее в сторону, затем бросайте вторую, а после выдвигайтесь в ближайшее укрытие.

Солдаты, выстроившись на плацу, завороженно следили за тем, как майор, пытаясь в лицах представить ситуацию встречи с хищником, снимал с себя перчатки и кидал их в сторону шеренги. Кто-то тоскливо смотрел в небо, где в этот момент в воздух взмыл Ил-76, увозивший с острова дембелей.

Скрасить тяготы и лишения арктической службы хорошо помогает сытный обед. Питание у солдат и офицеров здесь усиленное, по специальным арктическим нормам. На выбор два первых и два вторых блюда, салат-бар со свежими огурцами, помидорами и болгарским перцем, кроме того, каждому дали по яблоку. Все вкусно и сытно, почти как дома. К слову, овощи и фрукты здесь завозят «почтовиками» — самолетами, которые, если позволяет погода, раз в неделю прилетают на остров. Любимое блюдо — по признанию начальника продслужбы майора Дмитрия Баранова — котлеты с картошкой или пельмени, которые лепятся вручную по большим праздникам.

— Не получается на такое количество людей делать пельмени регулярно, процесс, как вы понимаете, очень трудоемкий, — пояснил Баранов.

Затем парням показали казарменный быт, а также зимнюю и летнюю полевую форму, в которой они будут служить. Летняя форма — это стандартный набор ВКПО (всесезонный комплект полевого обмундирования), или так называемая «зеленая цифра». Зимняя — создана специально для арктических холодов. Это утепленные зимние сапоги с нескользящей подошвой, теплые штаны, куртка со специальной мембраной, которая помогает удерживать тепло и выводит лишнюю влагу, на лице специальная маска.

— Когда дует ветер до 30 метров в секунду и температура на улице -20, в сумме это ощущается как -50. Маска на лице помогает не обморозить щеки и нос, а комплект — выполнять поставленные задачи, — по-армейски объясняет один из офицеров.

К слову, солдаты больше любят именно арктическую расцветку, а не стандартный ВКПО. Дело даже не в том, что она лучше держит тепло. Для военнослужащих на Новой Земле «арктическая цифра» — это отличительный признак принадлежности к армейской элите, к примеру, как голубой берет для десантника.

Новобранцы прибыли на Новую Землю.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ...

Сейчас на Новой Земле работает отряд из 94 военнослужащих 12-го Главного управления Минобороны РФ (ГУ МО), который вычищает архипелаг от наследия прошлого. Государство подчеркивает значимость сохранения уникальной экосистемы Заполярья и выделяет для этого большие деньги. «Генеральная уборка» Арктики началась в 2010 году. Предстоит проделать очень большой объем работы, ведь «наследие» здесь досталось очень тяжелое. Ядерный полигон на архипелаге начал действовать с 1954 года. Почти за 40 лет на нем было проведено 132 ядерных взрыва, причем взрывали мегатонные заряды в небе, на море, под водой, на земле и под землей. Здесь была испытана «царь-бомба», или, как ее еще называют, «кузькина мать» Никиты Хрущева — экспериментальная авиационная водородная бомба мощностью около 58 мегатонн.

На остров доставлялась армейская техника, свозилось большое количество различного рода конструкций, а также огромными бочками на кораблях доставлялось топливо, чтобы вся эта техника могла ездить, а дома отапливаться. Испытания на полигоне не проводятся уже 27 лет. Сейчас ржавые остовы машин вперемешку с огромными пустыми бочками из-под топлива, ржавыми металлоконструкциями и прочим хламом «украшают» набережную поселка Белушья Губа.

Здесь находится специальный полигон по сбору металлолома. В общем, пора «разбрасывать камни» закончилась. Насупило время их собирать, или, как здесь говорят — проводить экологическую очистку. Под этим благозвучным названием скрывается тяжелый труд по сбору и резке металла, рекультивации земель, подрыву зданий, пришедших в полную негодность. Всего за сезон предстоит собрать и вывезти более 2 тысяч тонн металлолома, рекультивировать 11,5 гектара территории и снести 59 зданий. Несмотря на то, что Новая Земля — ядерный полигон, радиационный фон здесь не больше, чем в Москве. Железки обязательно проверяют на радиацию, но еще ни разу счетчик не начинал угрожающе трещать.

Подвозят металлолом на армейских «КамАЗах», в кузовах которых ставят распиленные бочки от ГСМ.

— Это для удобства транспортировки, чтобы больше мелкого мусора входило, — поясняют военные.

Для транспортировки более увесистых грузов, таких как остовы старых вездеходов, используются тягачи ДТ-10.

Лучший друг утилизатора — циркулярная пила. Бойцы, вооружившись этими агрегатами, с азартом режут металл на части.

— Наша задача — очистить Арктику, и с этой задачей мы справляемся. Много уже сделали. Объемы, конечно, большие, но все выполнимо. Работать мы здесь будем до октября. Потом поедем домой, — рассказал один из военнослужащих отряда по экологической очистке Александр Дугаров.

Разрезанный металл ребята относят к прессу для пакетирования металлолома. Минута — и бесформенная груда становится брикетом. Их аккуратно складывают на специальных площадках, чтобы потом загрузить на корабль и отправить на Большую землю.

Старые здания сносят проверенным армейским методом — взрывают при помощи противотанковых мин. Вот саперы готовятся к подрыву заброшенной трехэтажки рядом с военным аэродромом «Рогачево».

— Конечно, такие здания сносить необходимо. Во-первых, они очень ветхие, а во-вторых, заброшенные помещения начинают обживать дикие животные. К примеру, неподалеку мы сносили пятиэтажки. В них белые медведи вообще себе роддом устроили. Это, как понимаете, небезопасно для окружающих, — поясняет командир саперов полковник Андрей Соколов.

По прогнозам военных, очистить от железного хлама поселки на Новой Земле удастся лет за семь.

Военные на Новой Земле больше любят арктическую расцветку.

ОСТРОВ ПАТРИАРШИЙ

Командировка на Новую Землю запомнилась еще одним значимым событием. Прилетевший на архипелаг епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков освятил поклонный крест на небольшом скалистом островке на входе в бухту Белушей Губы. Владыка, чья епархия является самой северной в России, частый гость в арктических широтах. Он регулярно ездит по воинским частям, проводит службы, освящает построенные церкви.

Грузимся на буксир и около получаса добираемся до маленького островка, где с буксира можно увидеть многометровый крест. Подойти ближе на судне нельзя из-за мелководья, поэтому владыка пересаживается на небольшую надувную лодку. На островке хозяевами являются многочисленные чайки. Они тревожно кричат, боясь, что люди потревожат их гнезда. После проведения обряда освящения у епископа от радости светятся глаза.

— Благодать-то какая! Большое дело мы с вами, ребятки, сделали, — говорит владыка, обращаясь ко всем, кто находится на буксире. — Этот крест — как дань памяти погибшим здесь во время Великой Отечественной войны, а также как символ присутствия России в арктических широтах.

Владыка рассказал, что остров уже наречен Патриаршим — и это название вскоре появится на всех лоциях.

Белушья Губа.

* * *

У человека, побывавшего на Новой Земле, уже не закрадывается мысль, для чего же нужно терпеть жесткие арктические холода, не видя солнца по нескольку месяцев, расчищать землю от старого хлама, строить новейшие сооружения. Действительно, здесь не конец земли, здесь начало России. Здесь слово «Родина» не пустой звук. И оберегают ее стойкие, мужественные люди, перед которыми в знак уважения хочется снять шляпу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27435 от 6 июля 2017

Заголовок в газете: Военная стать севера

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру