Очередное экстренное заседание Совбеза ООН по ситуации вокруг Северной Кореи было назначено на 15:00 (по нью-йоркскому времени; 22:00 Мск) 5 июля. На момент написания материала не было известно о том, состоялась ли встреча и какие меры были на ней согласованы.
Тем не менее, вряд ли Совбез сможет снизить напряженность на Корейском полуострове, считает кореевед, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий ТОЛОРАЯ.
«Еще в июне, когда американцам стало известно о готовящемся в КНДР ракетном запуске, они приступили к разработке резолюции по этому поводу, – напомнил эксперт в беседе с «МК». – Очевидно, ее и было решено вынести на рассмотрение в Совбезе ООН. США, конечно, предстоит некий торг с Россией и Китаем, лидеры которых как раз на днях обсудили северокорейскую проблему и сформулировали общую позицию. Так или иначе, очередная резолюция с каким-то набором санкций от Совбеза ничего не изменит. Потому что Пхеньян твердо идет своим путем по созданию ракетно-ядерного оружия, способного стать сдерживающим фактором для Вашингтона. И запуск межконтинентальной баллистической ракеты – большой шаг в этом направлении.
Единственный выход – договариваться, искать компромисс. И, похоже, американцы тоже начинают это понимать, поскольку, вопреки ожиданиям, информация в американских СМИ относительно запуска была будто бы нарочно туманная: то ли ракета была средней дальности, то ли нет, полетела ли она... Очевидно, Соединенные Штаты пытались таким образом «замести под ковер» степень опасности для них данного оружия, чтобы разобраться, что же делать дальше.
Не исключено, что продолжатся секретные контакты между Вашингтоном и Пхеньяном. В этих условиях, конечно, востребованной становится идея заморозки северокорейской ракетно-ядерной программы – в случае, если Пхеньян посчитает, что уже достиг определенного качественного уровня и может сделать паузу. Вопрос, что КНДР получит в обмен на подобную заморозку. США могли бы предложить гарантии безопасности Северной Кореи, снятие санкций... Прекращение учений американцев и южнокорейцев в этом ряду, пожалуй, не самый главный пункт. Конечно, они раздражают Пхеньян, но вряд ли северокорейские власти всерьез рассматривают возможность военных действий в отношении себя, поскольку для Вашингтона и Сеула это было бы очень дорогостоящим шагом, как в плане ответных мер, так и в смысле людских и материальных потерь».
Аналитики, в том числе американские, отмечают: рост военного потенциала КНДР позволяет Пхеньяну выступать с более сильных позиций в возможных переговорах о заморозке. «Можно много спекулировать на предмет эффективности северокорейского оружия, но если существует хотя бы однопроцентная вероятность попадания ракеты на территорию США, ни одна американская администрация рисковать не станет, – отмечает в этой связи Георгий Толорая. – И поэтому сейчас у КНДР сильные позиции, они напролом идут к своей цели – договариваться с американцами на основе стратегического паритета».
Впрочем, это не означает, что США не продолжат оказывать санкционное давление на Северную Корею, считает эксперт: «Нынешние санкции, конечно, ограничивают свободу расчетов для КНДР, но цель американцев – вообще изолировать страну от финансовых потоков, расчетных операций. Для этого они настойчиво и терпеливо искореняют различные схемы, посредников, работающих с Пхеньяном. Вероятно, это не заставит северокорейское руководство изменить приоритеты, но такие меры могут тяжело сказаться на населении страны, вплоть до гуманитарной катастрофы. И хотя уступчивости от КНДР ждать не приходится, США продолжат этот курс».