Как известно, Владимир Путин, будучи офицером КГБ, служил в другом городе на Эльбе - Дрездене. Но и Гамбург ему знаком не понаслышке. Здесь он неоднократно бывал во время работы в питерской мэрии, поскольку Гамбург и Санкт-Петербург - города-побратимы. В начале 90-х на одной из улиц стояла палатка, куда сердобольные немцы приносили одежду и продукты питания для петербуржцев. Путину, занимавшему должность помощника Собчака по международным связям, это явно не нравилось: как только ситуация в РФ немного улучшилась, он попросил своих партнеров из мэрии Гамбурга прекратить сбор посылок.
"Дойче Велле" опросила чиновников и бизнесменов, работавших с ВВП в то время. Все они оказались единодушны во мнении: за минувшие 25 лет российский лидер мало изменился. "У него было чрезвычайное самообладание, он сам ничего не говорил, только спрашивал. Долгое время никто даже понятия не имел, что он прекрасно понимает по-немецки ", - рассказал радиостанции предприниматель Вольфганг Розенбауэр.
Гамбург, по воспоминаниям немцев, Путину очень нравился: он даже называл его самым красивым городом Германии. "Наверняка ему будет интересно приехать сюда вновь", - надеются они. Впрочем, нынешняя поездка вряд ли позволит российскому президенту прогуляться по знакомым местам. И дело тут не только в насыщенной программе саммита G20 и обилии двусторонних переговоров. (Как уже писал "МК", в графике ВВП значится более 10 встреч, в том числе с Дональдом Трампом).
С начала недели в Гамбург со всех концов Германии и из-за рубежа начали съезжаться протестанты всех мастей. В преддверии саммита они уже провели несколько акций (в частности, атаковали танкер с приехавшим из России углем), однако наибольшая активность ожидается в ближайшие дни: с 6 по 8 июля в городе запланированы около 30 (!) демонстраций, в которых, по предварительным данным, примут участие 150 тысяч (!) человек. Из них, как предполагают власти, от 7 до 8 тыс "готовых к насилию" представителей крайне радикальных движений. Для охраны Владимира Путина и других лидеров (не говоря уже о немецкой полиции) это будет непростым испытаниям.
Первая крупная демонстрация запланирована на вечер 6 июля. Она пройдет под многообещающим лозунгом "G20: добро пожаловать в ад" и соберет противников неолиберализма.
7 июля, в день открытия саммита, к организации протестов подключится комитет Block G20: его задача не дать лидерам добраться до места проведения саммита или по крайней мере сделать так, чтобы они опоздали.
Наконец, в субботу 8 июля состоится самая массовая акция "G20 Not Welcome here" ("G20 здесь не приветствуется") - ее организаторы заявили участие 100 тыс человек.
Ограничивать свободу собраний власти ФРГ не собираются: глава МВД Томас де Мезьер заявил, что мирные протесты являются совершенно нормальным явлением в демократическом обществе. Но любые беспорядки, равно как и попытки блокировать улицы и маршруты следования кортежей будут "пресекаться в зародыше".
Немецкие СМИ детально перечисляют, чем будут экипированы полицейские, охраняющиеся участников саммита G20 - пистолеты, револьверы, шумовые гранаты, снайперские винтовки и.т.д. В Гамбурге планируется впервые опробовать в деле новый полицейский супер автомобиль Survivor, способный выдержать воздействие химического и биологического оружия и даже стрельбу из автомата Калашникова.
Для разгона демонстрантов правоохранители намерены применять самые передовые водометы "Wawe 10000": их отличительной особенностью является способность создавать "цунами", обрушивая на толпу 3200 литров в минуту. Также за порядком будут следить конные отряды, 150 кинологов с собаками, вертолеты, оснащенные приборами ночного видения, и даже дайверы, поскольку Гамбург - крупнейший порт Германии. Шеф местной полиции пообещал, что скорость реагирования на сигналы о беспорядках не превысит одной минуты. Однако силы будут неравными: против 100 тыс демонстрантов власти готовы выставить только 20 тыс полицейских с учетом подкрепления, присланного из Нидерландов, Австрии и Голландии.
Не удивительно, что обстановка в Гамбурге не на шутку беспокоит службы безопасности первых лиц. В последние дни местные жители наблюдают, как силовики проводят совместные тренировки в районе проведения саммита и на основных транспортных маршрутах.
В отличие от России и Китая, Германия не обладает закрытыми госрезиденциями для официальных делегаций, поэтому большинство лидеров будут жить в обычных отелях в центральной части города. Владимир Путин, по неофициальным данным, поселится в гостинице "Парк Хаятт" вместе с премьер-министрами Австралии и Канады. (Интересно, как они будут делить единственный президентский сьют площадью 230 кв.м с пианино, кофемашиной и джакузи?).
Хозяйка саммита - Ангела Меркель - обоснуется в «Кемпински», французский президент Эммануэль Макрон - в «Мовенпике», председатель КНР Си Цзиньпин - в Гранд Элизе, президент Турции Реджеп Эрдоган - в «Софителе». Что касается Дональда Трампа, то ему, по всей видимости, придется довольствоваться гостевым домом, расположенным на берегу озера Альстер.
Напомним, что изначально Белый дом хотел зарезервировать для президента США и его супруги апартаменты в фешенебельном отеле "Four Seasons", но получил отказ. Тогда появилась идея поселить чету Трампов в Берлине и каждый день доставлять на саммит на вертолете. Однако после месяца раздумий этот план сочли нецелесообразным. На выручку пришел сенат Гамбурга, не только предложивший американцам свой гостевой особняк, но и позволивший службе безопасности произвести в нем необходимые переделки - в частности, заменить обычные стекла на пуленепробиваемые.
Местные власти не скрывают, что Дональд Трамп будет основной мишенью активистов, большинство которых выступает за справедливую глобализацию, разоружение и усиление мер по охране климата. Второе место в списке занимает Реджеп Эрдоган. Его ждут протесты курдов, отличающихся высокой степенью радикализации. Владимир Путин замыкает тройку: за ним будут «охотиться» противники политики РФ в Сирии, проживающие в Германии украинцы, а также представители ЛГБТ-сообщества.
Из опыта предыдущих саммитов известно, что действия демонстрантов, несмотря на заверения полиции, могут оказать «эффект»: например, в 2007 году в Хайлигендамме им на несколько часов удалось парализовать встречу "Большой восьмерки". Но Владимиру Путину такие игры в кошки-мышки могут даже понравиться: по крайней мере, они, наверняка, напомнят российскому президенту молодость и будни советского разведчика за рубежом.