О том, в каком случае переговоры президентов можно будет считать успешными, с «МК» побеседовал известный политолог, специалист по американо-российским отношениям Николай ЗЛОБИН.
– Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров, говоря о предстоящем саммите G20, подчеркивал, что Москва ждет от США «внесения ясности» в двусторонние отношения. Достижимо ли это?
– На мой взгляд, позиция американской администрации уже на данный момент достаточно ясна. Полагаю, встреча Путина и Трампа не внесет той ясности, которой бы желало российское руководство. Но очень желательно было бы достижение договоренностей о подготовке полномасштабной межгосударственной встречи двух президентов. Поскольку грядущая встреча носит, как мы понимаем, «привокзальный» характер: если они встретятся, пожмут руки и просто решат продолжить разговор при случае, – это будет неудачный исход. Если же будет отдано распоряжение о подготовке официального визита или полномасштабной встречи в третьей стране, с участием экспертов, высокопоставленных чиновников (а такая подготовка займет не менее полугода) – это будет хорошим результатом. В противном случае можно будет сказать, что встреча на саммите G20 прошла зря.
– Насколько внутриполитическая ситуация в США может повлиять на июльскую встречу?
– Разумеется, она влияет на Трампа, как и российская внутриполитическая ситуация влияет на Путина. Соединенные Штаты относятся к тем странам, где внешняя политика определяется внутренней. И мейнстрим американских политических кругов сейчас настроен, конечно, антироссийски. Это ни для кого не секрет. Поэтому Трампу понадобится немалая смелость, даже чтобы поставить вопрос о необходимости улучшения отношений с Москвой. У него очень много открытых фронтов внутри США: от налоговых проблем, миграционной реформы до Obamacare (программа медицинского страхования, принятая при Бараке Обаме; Трамп с момента вступления в должность активно борется за ее отмену – «МК») и не принятого Конгрессом бюджета, очень много проблем, конфликтов с политической элитой. Решится ли он начать еще один конфликт по вопросам улучшения отношений с Россией? Для этого Трампу необходимо знать: каков будет его «приз», если он начнет это противостояние. Что Путин может ему предложить? Пока неясно. Но президенту США надо получить предложение, вернувшись с которым в Вашингтон, он сможет обосновать, почему необходимо налаживание двусторонних отношений и какие выгоды оно принесет американцам.
– Получается, что эти факторы значительно осложняют для Трампа достижение договоренностей о полномасштабной встрече в будущем, о которой Вы сказали?
– Не просто осложняют, а делают это практически невозможным. У президента США и без того весьма небольшой политический капитал, чтобы растрачивать его, начиная еще одну войну с элитой. Но если Путин сможет предложить нечто, за что Трамп готов будет бороться со своими политическими оппонентами, – он начнет это делать. Налаживание отношений с Россией в любом случае осложнит положение американского лидера внутри страны. Но главное – что он получит взамен. И это не проблема Трампа – это, скорее, проблема России.
– То есть можно ли говорить, что, в конечном итоге, исход встречи на саммите G20 зависит от Путина? От того, что он сможет предложить президенту США?
– Да, зависит от российского видения. Трамп ведь просто так ни на какие уступки не пойдет. И поэтому надо дать ему понять, что и он, и Америка смогут ощутимо выиграть от улучшения двусторонних отношений. Причем не только в региональных вопросах, например, в Сирии, но и в фундаментальных, стратегических. Нужна хорошая «морковка»!