Поясним, что в настоящий момент Татарстан остается единственным субъектом федерации, у которого остается подобный заключенный с федеральным центром договор, дающий хотя и незначительные, но расширенные полномочия региону. Так, согласно документу от 2007 года, жители Татарстана имеют право на вкладыш в паспорт на татарском языке, а руководитель Татарстана обязан помимо русского владеть также и татарским языком. Кроме этого, Татарстан имеет номинальное право на совместное с федеральным центром решение широкого круга вопросов, касающихся республики.
Читайте о конфликте Москвы и Татарстана из-за налогов.
Тем не менее, в последние недели перед истечением десятилетнего договора ходят упорные слухи о том, что переоформлен он не будет: эти данные и подтверждает Венедиктов.
По его словам, один из федеральных чиновников заявил, что «Татарстан — единственный субъект федерации, с которым у Москвы договор, и единственный субъект федерации, где есть президент. Это неправильно».
Особую озабоченность Кремля и Владимира Путина якобы вызывает возможность перехода Татарстана на латиницу в случае обновления договора.
В итоге, утверждает главред «Эха», в администрации президента «возобладало мнение Кириенко о необходимости не пролонгировать договор. «Да и Минниханов не Шаймиев (нынешний и бывший президенты Татарстана — Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев), настоять ресурса не хватит».
Напомним, что в 1994 году был заключен первый, так называемый «большой», договор Татарстана с федеральным центром: в его рамках республике давались значительно большие полномочия, в частности, она могла оставлять себе 50% налогов, ее руководство получало право помилования осужденных республиканскими судами и т. д. Тем не менее, на протяжении последующих лет эти права были существенно сокращены и сейчас, по мнению политологов, договор является в большей степени символом федеративности РФ.