«Ответные меры готовятся. Этот вопрос будет решаться не только в Министерстве иностранных дел», — заявила Мария Захарова в интервью телеканалу «Россия 1». «Они это прекрасно знают, мы им это неоднократно говорили», — добавила она.
Два дома в Нью-Йорке и Мэриленде, о которых идет речь, принадлежали России еще со времен СССР и использовались для отдыха дипломатов, поэтому их также называли «дачами». Но в декабре прошлого года администрация Барака Обамы конфисковала эту недвижимость и одновременно выслала из страны 35 российских дипломатов. Формальным поводом стала якобы попытка Москвы повлиять на результат президентских выборов при помощи хакерских атак: Вашингтон утверждал, что «дачи» использовались для сбора и обработки разведданных.
Москва расценивает арест своей собственности в Америке как враждебный акт и подчеркивает, что этот вопрос нужно решить в первую очередь, чтобы двухсторонние отношения могли двигаться дальше. В начале июня в американских СМИ появилась информация о том, что в Белом доме намерены вернуть арестованную собственность России, но за месяц никаких подвижек в этом направлении не произошло. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров после встречи со своим американским коллегой Рексом Тиллерсоном заявлял: в Белом доме понимают, что захват российской недвижимости был неправомерным и готовы решать проблемы. Но и его надежды пока не оправдались.
«Судя по всему, американский посол может лишиться резиденции в Москве, — предположил в комментарии «МК» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Такая возможность обсуждалась, но я не скажу, что в МИД. Смысла же высылать американских дипломатов нет. Если им запретить въезд в Россию, то приедут другие, с другой методикой работы. А этих мы уже знаем. Но ограничить деятельность и передвижение дипломатов из США на территории России вполне возможно. И это станет для них довольно чувствительным ударом, потому что американские дипломаты всегда ревностно относились к возможности беспрепятственно перемещаться по территории России, вести задушевные беседы с несистемной оппозицией и так далее».
«Вопрос с возвращением российской дипсобственности не такой простой, как кажется, — считает заведующая Сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. — потому что Трамп на протяжении последних месяцев находится под очень пристальным вниманием в ходе расследования о вмешательстве России в выборы. И здесь любой его шаг навстречу РФ может быть расценен не в его пользу, то есть как доказательство того, что Трамп действительно сотрудничал с Москвой. Ему сейчас совершенно не нужен всплеск подозрений со стороны Конгресса, он старается не провоцировать его никаким образом. Тем более, что скоро ему предстоит встреча с Путиным, а это уже само по себе большая провокация».