Как сообщает американское издание Politico, в президентской администрации США развернулась ожесточенная дискуссия по поводу возможного выхода из договора РСМД. Республиканские «ястребы» считают, что Россия давно не выполняет условия договора.
В то же время в Пентагоне, Госдепартаменте и Совете по национальной безопасности Белого дома есть серьезные вопросы к этой инициативе. Чиновники опасаются, что выход Вашингтона из договора спровоцирует новую гонку вооружений. Стоит отметить, что и Трамп, по мнению экспертов, по-прежнему не настроен против России. Поэтому можно сказать, что Вашингтон отнюдь не единодушен в вопросе выхода из соглашения по РСМД.
О последствиях выхода США из договора и возможностях сохранить его «МК» побеседовал с военным экспертом, генерал-полковником в отставке Виктором Есиным.
— Виктор Иванович, что будет означать выход США из ДРСМД для России? И к чему это приведет?
— Россия автоматически выйдет из этого договора, поскольку он двусторонний. Это приведет к ухудшению международной обстановки прежде всего в Европе. Может повториться картина восьмидесятых годов, когда там были развернуты ракеты средней дальности. Советские — в Восточной Европе. Американские — в странах Западной Европы, входивших в НАТО. Тогда угроза военного конфликта была существенно повышена. Чтобы снизить конфронтацию, и был в 1987 году подписан договор РСМД. Он ликвидировал и у американцев, и у Советского союза целый класс ракет средней и меньшей дальности. Причем запрет касался обладания не только ядерными ракетами, но и с обычным оснащением.
— Сейчас у сторон есть претензии друг к другу. В чем они?
— Претензии в рамках договора не только американцы предъявляют России, но и Россия еще больше их предъявляет США. Американцы считают, что Россия испытала и развертывает крылатую ракету наземного базирования Р-500 с дальностью более 500 километров (ими оснащены ракетные комплексы «Искандер-М»). Россия эту претензию отвергает. В свою очередь, российская сторона обвиняет США в нарушении трех положений договора: в использовании для тестирования систем ПРО баллистических ракет-мишеней, подпадающих под класс ракет средней дальности; в создании и развертывании беспилотных летательных аппаратов типа Predator и Reaper, которые подпадают под запрет по договору как крылатые ракеты наземного базирования с дальностью свыше 500 километров, и в размещении в Румынии, а с 2018 года и в Польше противоракетной системы «Иджис — ЭШОР», способной запускать не только противоракеты, но и крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью до 2500 км. Американская сторона считает эти претензии несостоятельными. Попытки урегулировать взаимные претензии путем диалога на высоком политическом уровне, который ведется с 2013 года, результатов не дали. Последняя такая встреча состоялась в ноябре прошлого года и, как признал российский замминистра иностранных дел Сергей Рябков, диалог был малопродуктивным. Я считаю, что договор должен быть сохранен, и все здравые эксперты и политики признают, что он отвечает национальным интересам и России, и США. Но диалог на высоком уровне вряд ли будет иметь успех и в дальнейшем, если его не наполнить новым содержанием.
— Как это сделать?
— Необходимо создать совместную рабочую группу, в состав которой войдут военные и технические эксперты — российские и американские. И на ее уровне обсудить вопросы урегулирования претензий, включая адаптацию положений договора к современным реалиям с учетом произошедшего военно-технического прогресса за те без малого 30 лет, прошедшие с момента его подписания. Вооружение совершенствуется, новые технологии находят отражение в военном деле, а договор остается прежним. Так быть не должно.