В последний раз ВВП общался с учителями совсем недавно — в ходе своей прямой линии 15 июня. Кое-что тогда его сильно удивило. Например, сообщение молодой учительницы из Иркутской области, что ее оклад составляет всего 16 тыс. рублей, прожить на которые практически невозможно. Между тем средняя учительская зарплата в этом регионе, по данным Путина, составляла более 30 тыс. рублей. И куда делась разница, он так тогда и не понял — просто отметил, что хорошо бы установить минимум зарплат для молодых педагогов.
Финансирование школы и в самом деле является одной из главных проблем образования, признались «МК» собравшиеся в Кремле учителя, попросив, однако, не указывать их имен. А еще — заметно выросшая педагогическая нагрузка: никак не менее 1,5 ставки, а то и две и даже еще больше.
Не облегчает их работы и перманентная «модернизация» образования в стране: реформы, контрреформы, новые реформы, новые контрреформы и т.д. А уж разные бюрократические примочки... Взять хотя бы «технологические карты» на изучаемый материал, которые должен заполнять каждый учитель. Чтобы как следует сделать это даже по какой-нибудь безобидной литературе, требуется никак не меньше часа-полутора. Ну а химик потратит на эти упражнения полдня. И, спрашивается, зачем? Что конкретно это дает детям, которых он учит? А ведь именно это — главное в его работе.
Не решено до сих пор и главное противоречие современной системы нашего среднего образования. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), по которому учат школьников, основной задачей обучения называет формирование не знаний, а компетенций — умения применять их на практике. Между тем выпускной экзамен — ЕГЭ — проверяет именно конкретные знания, а не компетенции. А тут еще превращение образования в услугу, поставившее учителя в положение нерадивого подрядчика, вечно оправдывающегося перед услугополучателями-родителями за недостаточно высокие оценки их чад...
Однако главной темой общения педагогов с Путиным стали не эти низменные материи, а главным образом проблема воспитания старшеклассников.
— Мы обычно встречаемся с победителями всяких конкурсов учителей, — открыл беседу Путин. — А с воспитателями еще не встречались, тем более в преддверии такого праздника, как выпуск из школы. Я знаю, что вы из успешных школ и сами — успешные преподаватели. Но есть и другая составляющая вашей работы — воспитательная. Предлагаю поговорить и об этом: что нужно сделать дополнительно профильному министерству.
Более того, именно воспитание, подчеркнул Путин, является главной составляющей образования:
— Знание вторично по отношению к воспитанию человека: как он относится к себе, к семье, к родине. Все это — фундаментальные ценности, и только на этой основе человек может быть полноценным.
Воспитывать эти ценности помогут турпоходы и авторские методики, вроде методики «общей заботы», практикуемой, к примеру, в Марий Эл.
— Можно брать и советские методики, — дополнил ВВП. — Только их надо деидеологизировать.
— Да, многие хорошие методики были забыты среди расцветших махровым цветом новшеств начала 2000-х годов, — немедленно согласилась глава Минобрнауки Ольга Васильева. — А теперь они возвращаются.
Перво-наперво в школу возвращается трудовое воспитание, порадовали президента учителя.
— Да, труд воспитывает, — согласился Путин. — У меня, правда, своя точка зрения на происхождение человека. Но детей необходимо привлекать к труду. Я, например, в студенческом стройотряде приобрел рабочую специальность плотник 4-го разряда.