Документ, подготовленный Сенатом, открывает дорогу к введению новых антироссийских санкций. Ограничительные меры могут затронуть как конкретных лиц, которых США обвиняют в нарушении прав человека, так и отдельные отрасли промышленности, например, добычу полезных ископаемых, кораблестроение, оборонный сектор и железные дороги. Кроме того, сенаторы собираются запретить президенту облегчать санкционный режим без одобрения Конгресса. Новый пакет санкций, по словам конгрессменов, «накажет» Россию за вмешательство в выборы президента США, поддержку сирийского режима Башара Асада и присоединение Крыма.
Сенаторы включили антироссийские меры в законопроект об ужесточении санкций против Ирана, чтобы голосование по нему состоялось уже на этой неделе. Усилить давление на Тегеран призывал сам Трамп, но «довеском» в виде проекта против Москвы он вряд ли будет доволен. Ведь это заставит его нарушить предвыборное обещание о стремлении к улучшению отношений с Россией.
Примечательно, что документ согласовали обе партии, а это значит, что против президента пошли его собственные «союзники» — республиканцы. У Трампа все еще остается возможность наложить вето на антироссийский законопроект, хотя Конгресс может преодолеть его двумя третями голосов в Сенате и Палате представителей.
«Если этот законопроект ляжет на стол Трампу, он, безусловно, наложит на него вето, — считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. — Сегодня стало ясно, что Трамп хотел бы либо смягчить санкционный режим, либо даже отменить какие-то санкции вообще как важный элемент улучшения российско-американских отношений. Именно поэтому и появился законопроект, который ограничивает свободу президента. Если Трамп подпишет этот документ, тем самым он создаст очень важный прецедент, и Конгресс сможет и дальше ограничивать его свободу маневров. Поэтому, налагая вето на законопроект, глава государства защищает институт президентской власти в целом.
Я не уверен, что Палата представителей сможет набрать необходимое число голосов для преодоления президентского вето. Там, так сказать, царит «разброд и шатание», в отличие от Сената, и проблема формирования коалиции в нижней палате Конгресса более проблематична».
Еще один болезненный удар для Трампа — очередной проигрыш в Апелляционном суде. Судьи из Сан-Франциско оставили без изменений приостановку действия президентского указа, запрещавшего въезд в США гражданам шести преимущественно мусульманских стран. Этот указ был подписан 6 марта и стал своеобразной «второй редакцией» указа от 27 января, который также был заморожен судом. На этот раз из списка «запрещенных» стран был исключен Ирак, но оставлены Ливия, Иран, Сомали, Судан, Сирия и Йемен. Отредактированный вариант распоряжения ждала судьба предшественника: сразу после принятия его приостановил гавайский суд, а апелляционная инстанция поддержала это решение.
В довершение в американских СМИ появилась информация о том, что Трамп думает уволить спецпрокурора по расследованию вмешательства России в президентские выборы Роберта Мюллера, который недавно получил свой пост. Источником слухов стал близкий друг президента Кристофер Радди, глава медиакорпорации Newsmax Media. В интервью телеканалу PBS он заявил, что глава государства «возможно, подумывает над увольнением» Мюллера. «Хотя я не утверждаю, что президент прямо мне это сказал, я уверен в своих словах. Он определенно обдумывает эту возможность», — добавил позже Радди, отметив, что на месте президента он был не стал лишать спецпрокурора своего поста.
Чего бы не хотел добиться друг Трампа, своими словами он сослужил ему медвежью услугу. После увольнения главы ФБР Джеймса Коми миллиардера и так обвиняли в том, что он хочет остановить расследование связей своего окружения с Россией. Пустив слух об увольнении спецпрокурора, Радди только навел на главу государства лишнюю порцию подозрений.