Напомним, слушания по существу начались накануне, все ходатайства Навального о вызове свидетелей, среди которых назывались Дмитрий Медведев и его однокурсники, а также Игорь Шувалов, были отклонены. Также суд отказал ответчикам в том, чтобы затребовать письменные доказательства, которые самостоятельно они получить оказались не в силах.
Некоторые из заявленных ответчиками ходатайств суд назвал преждевременными, но время для них так и не наступило. В среду судья обозначила, что начинаются прения сторон. Юрист ФБК Иван Жданов попытался вернуть процесс на стадию рассмотрения по существу. Накануне адвокаты истца положили на стол ответчиков увесистую пачку документов, которые, с их точки зрения, опровергают высказывания Навального об Усманове.
— Несмотря на то что нам дали всего 10 минут, нам хватило времени, чтобы изучить 140 страниц, но у нас есть вопросы к этим документам, — пояснил свою просьбу Жданов.
— На стадии судебных прений решение таких вопросов не предусмотрено, — отрезала судья.
Первым речь держал Генрих Падва, адвокат Алишера Усманова.
— Передо мной одно из множества ходатайств, поданных суду ответчиком, — начал адвокат. — Оно начинается с того, что фонд «Соцгоспроект» организован и управляется председателем Правительства РФ. Это повторяется много раз. И это похоже на заклинания, тогда как нам должны были быть предоставлены серьезные доказательства об организации фонда и его управлении премьером, поскольку из этого и следовало, что Усманов дал взятку Медведеву. Но нигде не пишется, в каком году был организован фонд и был ли Медведев в то время председателем правительства. А на самом деле мы знаем, что он организовался в 2009 году и в это время Медведев не был председателем правительства и не мог в этом качестве организовать фонд, как вы, Алексей Анатольевич, утверждаете...
Адвокаты истца заявили, что суду не было представлено ни одного документа, который бы указывал на то, что Медведев хоть в каком-то качестве организовал фонд, так же как и «не было и нет никаких доказательств, что и впоследствии этот фонд управлялся Медведевым». При этом было сказано, что ответчику «нельзя ссылаться на то, что суд не дал эти доказательства добыть».
Зато сторона истца, как отмечалось в прениях, предоставила суду и документы из Верховного суда и Генпрокуратуры — «куда уж больше», — в которых говорится, что у Усманова нет судимости, он реабилитирован. А высказанные Навальным по этому поводу сомнения адвокаты Усманова нейтрализовали: «На эти сомнения у них тоже нет доказательств. Ведь так они скажут: э, нет — давайте обвинительное заключение смотреть, здесь вот написано, что он сделал, а суд его оправдал. А потом скажут: нет, давайте теперь смотреть постановление о привлечении к ответственности. И так можно до бесконечности».
По поводу утверждения ФБК о том, что Усманов платит налоги в другой стране, представители истца заявили: «А у нас — документы о том, что Усманов платит налоги в России, а не в Великобритании. И не какие-то копейки платит — 12 миллиардов за последний год заплатил!»
— Нужно давать по рукам людям, которые смеют оскорблять честь и достоинство гражданина России, — призвали суд представители истца.
— Я все понял. Я сидел, слушал вас и недоумевал. Вы просто не смотрели наш фильм, — встал Алексей Навальный, когда пришла его очередь. — Делаем вид, что расследования не было, фильма не было.
Он упрекнул судью в том, что она отказалась «обозревать документы и фильм», что «приводит к тому, что Генрих Палыч не в курсе ситуации. Он обманут и произносит фразы, что Усманова аморально критиковать».
— Невозможно рассматривать ситуацию Усманова в отрыве от остального расследования, — сказал Навальный.
Взяв ноутбук, он зачитал заявление пресс-службы УСМ, где говорится, что Усманов не является в России налоговым резидентом. Это его, по его словам, и возмутило, поэтому он и взялся за расследование.
— Я опирался на вашу информацию, — сказал оппозиционер, обращаясь к представителям истца. — Вы со своей пресс-службой тоже будете судиться? Вы притащили нам кучу документов, уважаемый суд вам подыграл — 10 минут на ознакомление. И сегодня благодаря тому, что мы не можем приобщить ничего, вы нам рассказываете странные вещи. Я вам тоже могу кучу документов принести и сказать, что они доказывают что угодно...
Выслушав всех, суд вынес решение, которым обязал ФБК удалить порочащие Усманова сведения и опубликовать их опровержение.
«Суд обязал меня удалить расследование «Он вам не Димон». Да, конечно. Спешу и падаю. Это исключается полностью», — написал Алексей Навальный в своем Твиттере и сообщил журналистам, что будет обжаловать решение.