Делегаты и гости съезда собрались под красными флагами в концертном зале «Измайлово». Обычно подобные мероприятия коммунистов проходят в подмосковном доме отдыхе «Снегири», недалеко от дома, в котором живет Геннадий Зюганов. Однако место проведения оказалось чуть ли не единственной новинкой, которую в выходные представили коммунисты.
Несмотря на то что партия взяла курс на омоложение, большинство присутствующих были все-таки преклонного возраста.
К 10 утра актовый зал был забит под завязку, кто-то усаживался на ступеньки, кто-то занимал места в холле, в котором велась трансляция выступлений.
Первым слово взял присутствующий на съезде начальник Управления внутренней политики администрации президента, он зачитал обращение Путина к делегатам съезда. В нем глава государства говорит о важности взвешенного подхода КПРФ «при обсуждении ключевых проблем развития России» и отмечает работу партии, направленную на защиту социальных и трудовых прав граждан, поддержку промышленности, сельского хозяйства, образования, науки и патриотического воспитания молодежи. Заканчивается оно словами более чем дружественными: «Рассчитываю на продолжение конструктивного партнерства и содержательного диалога — на благо России, в интересах ее граждан».
Геннадий Зюганов эту ноту подхватил и заявил, что в партии готовы к диалогу с властью «во имя укрепления мощи нашей державы и социальных прав граждан». Следом он, правда, призвал КПРФ активизировать протестную деятельность на улице и не допустить ее захвата прозападными силами.
В остальном речь бессменного лидера партии новизной не отличалась: он говорил о «самом тяжелом со времен великой депрессии» экономическом кризисе, который явил собой «прямое следствие неолиберализма», наступлении капитала на права трудящихся и угрозах войны. За время долгого выступления зал активизировался лишь дважды — когда Зюганов объявил о том, что партия выступает за независимость Донецкой и Луганской республик раздались аплодисменты, а когда он предложил почтить память легендарного команданте Фиделя Кастро воцарилось молчание.
Часть доклада, посвященная президентским выборам показала, что позиция у КПРФ скорее пораженческая. КПРФ сможет победить на выборах, лишь когда вырастут революционные настроения, предсказал Зюганов и добавил, что «делать ставку только на выборы наивно».
Главная интрига — кто будет представлять КПРФ на президентских выборах, — вопреки ожиданиям, осталась неразрешенной. Главными претендентами на эту роль помимо Зюганова считаются идеолог партии Дмитрий Новиков, главный партийный международник Леонид Калашников, экс-руководитель молодежной организации Юрий Афонин, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, мэр Новосибирска Анатолий Локоть и экс-зампредседателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев, который давно дружит с КПРФ, но в партии не состоит. Зюганов лишь сказал, что «партия сейчас обсуждает с народно-патриотическими силами возможных претендентов на президентский пост, а на вопрос, готов ли он сам идти в президенты, ответил: «Я лидер крупнейшей партии. Если не готов — нечего тут делать».
В кадровых вопросах обошлось без сюрпризов. Геннадий Зюганов был переизбран председателем, Иван Мельников — первым заместителем председателя, Владимир Кашин, Дмитрий Новиков, Юрий Афонин стали заместителями. Последний рапортовал, что Центральный комитет партии обновился почти на треть, но подробностей раскрывать не стал — эта часть съезда проходила в закрытом режиме.
Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов считает, что в послании президента КПРФ и в присутствии начальника УВП на съезде прослеживаются два сигнала. «Никакой радикальной оппозиционности власть со стороны КПРФ не видит, она воспринимает ее в роли критика по отдельным вопросам социально-экономической сферы, — сказал политолог «МК». — Кроме того, становится понятно, что накануне президентской кампании президент не видит радикальной угрозы в КПРФ, а наоборот, призывает партию включиться в игру, которая будет в 2018 году».
Руководитель Центра политических технологий Борис Макаренко, напротив, ничего, кроме протокола, в послании президента партии не видит. «Это стандартная процедура для парламентских партий», — отметил он в разговоре с «МК». По мнению эксперта, можно найти много примеров компромисса КПРФ с властью, за которые ее критикуют, однако в стране нет парламентской партии, которая столь же часто и серьезно оппонировала бы власти. Макаренко считает, что к президентской кампании партия «подошла в том же состоянии, в котором она прибывает давно». «Она работает на старый электорат, и результат тоже будет старым, — говорит политолог. — А бороться за победу на президентских выборах у нас никто не может».