Глава СПЧ Михаил Федотов рассказал «МК», что в письме, направленном в Администрацию президента, говорится о концепции амнистии в широком смысле слова, то есть и об уголовной, и об административной. «Обычно у нас амнистии проходят раз в два-три года, прошлая была в 2015 году, в честь 70-летия Победы, а сейчас есть подходящий повод - 100-летие Революции 1917 года», - пояснил он. Прошлая амнистия, как и все предыдущие в новейшей истории России, была уголовной - административных не проводили ни разу, хотя в КоАП возможность таковой предусмотрена.
По Конституции объявление амнистии - исключительное полномочие Госдумы: принятое ей на сей счёт постановление не требует одобрения Совета Федерации и подписи президента. Почему же СПЧ обратился не на Охотный ряд, а в Кремль? По словам г-на Федотова, «уже сложилась традиция, что в последние годы Госдума объявляет амнистию только по инициативе главы государства».
Пока, говорит он, контуры будущей амнистии правозащитниками обрисованы в общем виде: «Конкретные составы и статьи УК и КоАП - предмет детального обсуждения после принятия принципиального решения». Члены СПЧ считают, что можно было бы, к примеру, амнистировать совершивших уголовные преступления, максимальное наказание за которые не превышает 3 лет лишения свободы (то есть нетяжкие). Что касается административной амнистии - физические и юридические лица могли бы быть освобождены от таких видов наказаний, как штраф, лишение специального права, обязательные работы, приостановление деятельности, временный запрет на посещение спортивных мероприятий.
При этом, оговаривает г-н Федотов, «мы считаем невозможным применение амнистии в отношении тех, кто лишен прав за вождение в состоянии опьянения».
Среди предложений СПЧ есть и сокращение срока действия запрета на въезд в Россию для иностранцев. Но такая амнистия не является в строгом смысле слова ни уголовной, ни административной, потому что запрет на въезд прописан в миграционном законодательстве.
В Госдуме деталей пока не знают. «Если инициатива поступит - будем обсуждать», - сказал «МК» спикер Вячеслав Володин. Но диковинная для России административная амнистия вызывает у депутатом много вопросов.
Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) в разговоре с «МК» напомнил, что в 2015 году фракция ЛДПР предлагала вместе с уголовной провести административную амнистию для водителей, лишенных ранее прав за то, что в их организме было зафиксировано алкоголя больше нуля, но меньше допустимых уже на тот момент 0,16 промилле в выдыхаемом воздухе. «Но наш проект постановления всерьез рассматривать не стали», - говорит депутат. Он считает идею СПЧ «хорошей», но предлагает «смотреть, за что человек привлечен к ответственности, если говорить о лишении прав - можно амнистировать выехавших на встречную полосу или оставивших место происшествия, потому что и разметка бывает неправильной, и подстав на дорогах много».
Глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») так прокомментировал «МК» предложения СПЧ: «Правовые возможности административной амнистии существуют, но здесь, на мой взгляд, возможны не очень справедливые решения. Получается, что тот, кто исполнил свой гражданский долг и ответил за нарушение, уплатив штраф, наказан, а тот, кто платить, может, и не собирался - нет». Депутат предупреждает: «даже просто разговоры о возможности такой амнистии могут спровоцировать массовое неисполнение наказаний».
Г-н Крашенинников обратил внимание на ещё один аспект проблемы: «Когда речь идет об уголовной амнистии, то кроме постановления, где перечислены категории лиц, под неё подпадающих, принимается и постановление о порядке исполнения, где прописывается, какие органы власти в какие сроки обязаны пересмотреть дела и закрыть их, освободив уже осужденных от исполнения наказания. С учётом огромного количества органов власти, которые имеют право заводить административные дела, хотел бы я посмотреть на постановление о порядке исполнения широкой административной амнистии, о которой, как можно понять, идет речь в предложениях СПЧ».
Административные дела по КоАП могут заводить 69 органов власти разных уровней, включая полицию, налоговиков, таможенников и пограничников, во многих случаях наказание определяет суд.
Знакомый с ситуацией эксперт Высшей школы экономики, пожелавший остаться неизвестным, тоже «с большим трудом представляет себе, как можно реализовать административную амнистию», так как «есть множество нюансов, которые надо учитывать». По его словам, амнистия могла бы иметь смысл для тех, кто наказан по статьям, где повторность грозит уголовным делом, как в случае нарушения правил проведения публичных мероприятий, при пьянке за рулем, нанесении побоев или неуплате алиментов.