Ведь впервые с 1993 года кандидатом от партии на высший пост в государстве может стать новый человек. Бессменный лидер коммунистов Геннадий Зюганов лишь однажды уступал пост кандидата в президенты Николаю Харитонову — в 2004 году, но тогда, как говорят, это было сделано по настойчивой просьбе ко всем лидерам парламентской оппозиции из Администрации Президента, после которой Жириновский выставил кандидатом своего телохранителя Олега Малышкина. Теперь же это может произойти по причине борьбы за сохранение статуса второй партии России. Не секрет, что, согласно данным отдельных социологических опросов, которые проводились близкими к Кремлю фондами накануне парламентских выборов 18 сентября прошлого года, ЛДПР опережала КПРФ, а СР вообще не проходила в Думу. Но выборы состоялись — Компартия лишь на 0,2 процента опередила ЛДПР, а СР с трудом (6,2%), но все же преодолела проходной барьер. Персональные президентские рейтинги Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского всегда были ниже рейтингов возглавляемых ими партий, но в этот раз у ВВЖ разница может быть и не столь существенной. Оба лидера уже давно перешагнули 70-летний рубеж, но руководство своими партиями оставлять пока не намерены. При этом альтернативных политиков на левом фланге не появилось, рейтинг Сергея Миронова меньше статистической погрешности. На этом фоне главным вопросом президентской кампании для левой оппозиции станет борьба за второе место. Отдать его Жириновскому на закате его карьеры будет непростительно обидно. Посему вопрос выбора кандидата на пост президента от КПРФ станет краеугольным камнем текущей кампании.
Рассмотрим, кто мог бы на него претендовать. Сам Геннадий Зюганов озвучил 24 фамилии коммунистов и беспартийных, кто может представлять партию в президентской гонке. Но реально таковых, конечно, значительно меньше. На данный момент партия имеет в своем активе 42 депутата Государственной думы (из 450), 2 членов Совета Федерации (из 170), 2 губернаторов (Иркутской и Орловской области), мэра третьего по населению города России (Новосибирск) и 460 региональных депутатов. Основными возможными кандидатами от партии в борьбе за президентское кресло (в том случае, если все же председатель ЦК КПРФ не пойдет на выборы сам) считаются заместитель Зюганова, идеолог партии Дмитрий Новиков, глава комитета по делам СНГ, главный партийный международник Леонид Калашников, экс-руководитель молодежной организации Юрий Афонин (ожидается, что он будет выбран на съезде заместителем председателя), губернатор Иркутской области Сергей Левченко и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. По мнению большинства экспертов, с точки зрения рядового избирателя логичным было бы выставлять кандидатуру человека, имеющего актуальный опыт реального управления экономикой. Бывший зампред Счетной палаты Юрий Болдырев и директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин имеют либо слишком давний, либо очень специализированный управленческий опыт. Из губернаторов-коммунистов Вадим Потомский, представляющий родную для Зюганова Орловщину, вряд ли может всерьез расцениваться в качестве кандидата в силу своего бизнес-прошлого. С другой стороны, для перспективного кандидата, нынешнего главы Иркутской области Сергея Левченко, получившего недавно «5» в «кремлевском рейтинге губернаторов», работа в регионе может быть важнее президентской кампании. Он прекрасно понимает, что участие в президентской гонке может обернуться для него потерей губернаторского кресла в ближайшем будущем. Но, поскольку в КПРФ действует директивный метод управления, если партия скажет «надо», уверен, ни один из потенциальных кандидатов не откажется от предложения ее представлять на главных для страны выборах. И иркутский губернатор не исключение. Мэр Новосибирска, не скрывающий своих амбиций, Анатолий Локоть, также мог бы стать лучшим из возможных выдвиженцев коммунистов на президента. Победивший на конкурентных выборах-2014 на волне возвращения Крыма, Локоть давно мог бы претендовать на большее. И его вероятное номинирование на президентского кандидата от КПРФ стало бы как минимум неплохим толчком к тому, чтобы сменить кресло мэра третьего в России города на пост губернатора Новосибирской области. Тем более что у ныне занимающего этот пост Владимира Городецкого дела идут нелучшим образом. Давно ходят слухи о его неважном состоянии здоровья, да и в рейтингах губернаторов он давно не получал больше «3». Таким образом, Локоть как кандидат на пост президента от КПРФ получил бы хороший трамплин для дальнейшей работы.
Необходимость омоложения партии, о которой последнее время не говорил только ленивый, давно перезрела. Выдвижение на первый план таких фигур, как руководитель фракции коммунистов в Мосгордуме Андрей Клычков, могло бы привлечь к КПРФ симпатии протестно настроенных избирателей. Тех, кто в памятном 2011-м голосовал «за любую партию, кроме партии жуликов и воров». Тогда большинство из них, дошедших до избирательных урн, предпочли справедливороссов. Но те времена уже давно канули в Лету — СР напоминает бледную тень себя прошлой. После ухода таких противоречивых, но ярких фигур, как Оксана Дмитриева, отец и сын Гудковы, предательства Ильи Пономарева и явного оскудения консервативного фланга эсеров после Елены Мизулиной партия осталась без запоминающихся лидеров. Из немногих оставшихся (23 депутата в новом созыве вместо 64 в прошлом) на слуху только Валерий Гартунг, Елена Драпеко, Олег Шеин, Галина Хованская и Алексей Чепа. Объявивший о намерениях баллотироваться на пост мэра Екатеринбурга депутат Александр Бурков наряду с Гартунгом и Драпеко рассматриваются как возможные кандидаты в президенты от СР. Сомнений в том, что формальный лидер партии Сергей Миронов не будет баллотироваться лично, практически нет — ведь он не хочет получить еще меньше, чем на прошлых выборах 2012 года (3,8%).
Таким образом, грамотный выбор кандидата от КПРФ позволит при желании собрать большинство голосов на левом фланге, которых в нашей стране насчитывается не менее трети от общего количества избирателей. Кто станет им — общественность, вероятно, узнает только в декабре. Но готовиться следует многим. Слишком высока цена проигрыша — третье место обеспечит КПРФ довольно быстрое и значительное падение рейтинга, восстановить который после будет чрезвычайно сложно. К тому же, согласитесь, было бы несколько обидно почувствовать постаревшего Жириновского вторым по популярности политиком в России 2018 года.