Перед церемонией награждения тренер фигуристок Татьяна Тарасова громко жаловалась на пробки:
- Вся Москва стоит, думала, что уже не успею. А ведь это, возможно, последний раз. Люди-то мы уже немолодые, - не без кокетства добавила она.
Однако переживала Татьяна Анатольевна напрасно. Владимир Путин задержался на переговорах с президентом Македонии Герге Ивановым и в Екатерининский зал к лауреатам вышел с полуторачасовым опозданием. Чувствуя, что график летит в тартарары, служба протокола настоятельно просила присутствующих не злоупотреблять вниманием главы государства и по возможности ограничиться максимально краткими словами благодарности. Измученные ожиданием лауреаты не возражали.
Актер Евгений Миронов вообще не стал ничего говорить публично. Прежде, чем получить свой орден "За заслуги перед Отечеством IV степени", он о чем-то долго шептался с Путиным, после чего передал ему письмо. И, хотя никаких объяснений в этот момент не последовало, сомнений быть не могло - это то самое письмо в поддержку художественного руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова, которое накануне озвучила Чулпан Хаматова. В нем деятели культуры (а подпись Миронова стоит одной из первых) просят власти, чтобы следствие по делу о хищении 200 млн руб, выданных Серебренникову на популяризацию театрального искусства, проходило "объективно и справедливо", "без излишней жесткости к людям, которых оно затрагивает".
Так сошлись звезды, что в тот же самый момент в Екатерининском зале Кремля находился еще один защитник опального режиссера - гендиректор Большого театра Владимир Урин, награжденный Орденом Почета. Перед церемонией он рассказал журналистам, что тоже направил Владимиру Путину письмо в связи с ситуацией вокруг Серебренникова. "Он художник и, насколько я знаю, не отвечает за финансовую составляющую. Надеюсь, расследование будет объективным, в рамках закона и с предельным уважением к человеку, имеющему мировое имя", - сказал Урин. Однако, как и Миронов, гендиректор ГАБТ почему-то не воспользовался возможностью озвучить эти свои мысли вслух перед президентом.
Зато настоящим оратором показал себя летчик-испытатель корпорации "МИГ" Михаил Беляев, получивший из рук ВВП звезду Героя Советского Союза. В свою краткую речь он сумел уместить и детские мечты о небе, и краткую характеристику состояния дел в отечественном авиапроме, и слова благодарности президенту за его внимание к оборонно-промышленному комплексу.
"Я летал во многих странах, но когда летишь над нашей родиной дух захватывает от величия и мощи Российского государства. Мы, летчики МИГа, сделаем все от нас зависящее, чтобы у нашей родины были крепкие и надежные крылья!" - заверил Беляев.
По традиции в числе награжденных было много деятелей культуры. Долгими аплодисментами гости и лауреаты приветствовали балетмейстера Юрия Григоровича (Орден Андрея Первозванного) и дирижера Геннадия Рождественского (Орден "За заслуги перед Отечеством" I Степени), а президенту ГМИИ им Пушкина Ирине Антоновой (Знак отличия "За благодеяния") даже кричали "Браво".
Художественный руководитель "Хора Турецкого" Михаил Турецкий (Орден Дружбы) пригласил Владимира Путина принять участие в проекте "Праздник Песни", объединяющем десятки тысяч человек, и спеть вместе с народом такие всеми любимые песни, как "С чего начинается Родина", "Надежда - наш компас земной", "Есть только миг" и др.
- Думаю, для народа это будет потрясающее счастье, как и для нас. Очень Вас ждем, - попросил он, уточнив, что следующий песенный праздник состоится в День ВМФ на Дворцовой площади Петербурга.
Когда церемония закончилась, награжденные не расходились. Каждый мечтал запечатлеть с президентом не только себя, но и членов своей семьи. (Особенно долго расставлял многочисленных домодчадцев вокруг ВВП прославленный хоккеист Владислав Третьяк (Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени).
Путин никому не отказывал, а побоявшегося лезть сквозь толпу Григоровича сам вытащил на авансцену и расцеловал в обе щеки. Казалось, что в такой суете он непременно забудет о послании, переданном Евгением Мироновым. Но Путин был на чеку. Покидая зал, он обернулся к помощнику:
- А где письмо? Не забудьте письмо!
Кстати, оставшись один на один с журналистами, актер подтвердил, что послание, действительно, о Серебренникове.
- Я посчитал своим долгом проинформировать президента о событиях вчерашнего дня, - рассказал Миронов, добавив, что в своем обращении деятели культуры просят главу государства обратить внимание на это дело и дать поручение соответствующим органам объективно вести расследование.