Местному начальству до сих пор непонятно, почему руководство ФИФА вычеркнуло столицу Кубани из списка, отдав предпочтение Самаре и Саранску. А прежний губернатор (ныне министр сельского хозяйства) Александр Ткачев без обиняков называл это решение унизительным. «У нас две команды играют в высшей лиге. Посмотрите, какой стадион отгрохали! А что у них там, в Саранске? На матчи местного клуба ходит три с половиной человека. Зачем им мундиаль?!» — негодовали в ожидании президента краснодарские болельщики. Еще недавно у них была надежда, что в пользу Краснодара от матчей ЧМ откажутся Екатеринбург или Самара, где со строительством стадиона в итоге возникли большие проблемы. Но увы! На днях глава РФС Виталий Мутко подтвердил, что концепция не изменилась: один российский регион на чемпионате мира должен быть представлен одним стадионом. И в Краснодарском крае выбор, естественно, пал на Сочи.
В общем, визит Владимира Путина должен был как-то скрасить эту вселенскую несправедливость и показать кубанцам, что на одном мундиале свет клином не сошелся: в глазах руководства страны Краснодар по-прежнему остается одной из футбольных столиц России. В подтверждение этого тезиса Владимиру Путину продемонстрировали новую достопримечательность города — футбольную арену на 34 тыс. зрителей, построенную в рекордно короткие сроки, без копейки бюджетных денег и с соблюдением всех современных технологий. Даже кресла на трибунах оборудованы системой вентиляции и инфракрасного обогрева, чтобы в любую погоду болельщики могли с комфортом посмотреть матч. «Здесь вообще нет мест, с которых плохо видно!» — похвалил меценатов, вложивших в строительство более 200 млн евро, Виталий Мутко.
Пока он проводил экскурсию, у кромки поля в ожидании высоких гостей томились волонтеры: им буквально накануне выдали форменную одежду, по которой их будут опознавать участники Кубка конфедераций и мирового первенства, — красные кофты с нашивками и синие штаны. «Это такая честь», — перешептывались они, глядя на приближающегося президента.
— Вы знаете, сколько заявок подано от желающих присоединиться к вам на чемпионате мира? — ВВП был в хорошем расположении духа и явно хотел блеснуть полученными от спортивных функционеров знаниями.
— Конечно, знаем, — не слишком-то вежливо прервали его волонтеры, — 177 тысяч! Больше чем за всю историю ЧМ.
— Ит из фантастик! Вы лицо России, лицо футбола, лицо будущего чемпионата! — не мог сдержать своего восхищения сопровождавший Путина Джанни Инфантино. На протокольной встрече с президентом глава ФИФА, с лица которого не сходила широкая улыбка, заявил, что восхищен энтузиазмом не только волонтеров, но и российских властей. «Я лично всегда знал, что Россия выполнит свои обязательства по подготовке к чемпионату мира. Но если у кого-то были сомнения, то сейчас они развеяны — налицо конкретные факты!» — подчеркнул Инфантино. По его словам, весь мир должен знать, сколько Россия делает для развития футбола, и он лично готов поучаствовать в этой пропаганде.
— Спасибо за поддержку! — поблагодарил Владимир Путин.
Впрочем, за закрытыми для прессы дверями одним обменом любезностями дело не ограничилось. Истинную цель визита руководства ФИФА бесхитростно раскрыл Виталий Мутко, за долгие годы чиновничества так и не научившийся делать хорошую мину при плохой игре. Инфантино беспокоит, что российские телеканалы до сих пор не приобрели права на показ матчей Кубка конфедераций, до которого осталось меньше месяца, и самого чемпионата мира по футболу‑2018. По факту это означает, что, хотя оба мероприятия будут проводиться в России, российские болельщики, за исключением тех счастливчиков, которые приобретут билеты на стадионы, рискуют их не увидеть. Мутко пояснил, что проблема заключается в непомерно высокой цене, которую ФИФА запросила за право трансляции. С последнего мундиаля в Бразилии сумма по неизвестным причинам выросла в четыре раза — с 32 до 120 млн долларов. (А сам доллар, как известно, подорожал с 30 почти до 60 руб.) На таких условиях российские телеканалы заключать сделку с ФИФА отказываются, поэтому Инфантино приехал просить денег у Владимира Путина. Ведь не может же хозяйка чемпионата оставить собственных болельщиков без футбольного праздника! Простые россияне такого пренебрежения явно не оценят.
— Это рыночная область и не совсем то, за что отвечает государство. Но, конечно, нас это тревожит, — признал Виталий Мутко, отметив, что аналогичные проблемы у ФИФА возникли не только с Россией, но также с Италией и Испанией. (Тогда как, например, США уже выкупили права на показ двух мундиалей — в РФ и 2022 года в Катаре — за 450 млн долларов. Конечно же, деньги заплатил частный телеканал, а не государство.)
Удался ли Джанни Инфантино шантаж на высшем государственном уровне, на момент подписания номера оставалось неизвестным. По неофициальным данным, российские телеканалы готовы заплатить за трансляцию не больше $40 млн. Но ФИФА это категорически не устраивает.