Иран выбирает президента: чего ждать Западу и России

Победа консерваторов может вызвать потрясения

19 мая в Иране началось голосование на выборах президента Исламской Республики. Хотя первым лицом государства является не президент, а духовный лидер аятолла Али Хаменеи, от главы исполнительной власти зависит, повернется ли Иран в сторону большего консерватизма или останется на нынешних умеренных позициях. Главные кандидаты — действующий президент Хасан Роухани и лидер консервативных сил Ибрагим Раиси. Оба — ставленники духовенства, но если Роухани известен как умеренный либерал и один из творцов «иранской ядерной сделки», то Раиси грозится закрутить гайки внутри страны и пересмотреть потеплевшие отношения с Западом.

Победа консерваторов может вызвать потрясения

Обычно президент в Иране правит два срока, поэтому Роухани имел все шансы переизбраться. Но его энергичный и более молодой конкурент Раиси в последнее время только набирает популярность и имеет ряд преимуществ. Во-первых, он считается потомком рода пророка Мухаммеда (поэтому в отличие от Роухани носит черную чалму). Во-вторых, ходят слухи, что ему благоволит сам аятолла Хаменеи. Раиси известен тем, что вплоть до недавнего времени, будучи судьей в специальной комиссии, приговаривал заключенных к смерти. Он также обещает покончить с «распущенностью нравов» внутри страны — запретить все соцсети (большинство из них уже запрещено) и ввести более строгий «дресс-код» для женщин.

О перспективах иранских выборов и новом курсе страны «МК» рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.

«В преддверии выборов по опросам Раиси набирал практически столько же голосов опрошенных, сколько и президент Роухани, — говорит эксперт. — Аятолла Раиси — это человек верховного лидера, он был его учеником и до сих пор поддерживает с ним отношения. Это важный фактор, потому что в Иране даже птицы не летают без указания верховного лидера. Хотя аятолла Хаменеи никогда в своих выступлениях не отдавал никому предпочтения, но, критикуя политику президента Роухани, он опосредованно поддерживал Раиси. Тем более, что консерватора также поддерживает такая влиятельная структура, как Корпус Стражей Исламской революции.

Раиси провел большую работу в сельской местности. В Иране, как и в любой стране, исходя из политических взглядов голосует около 20-25% населения. Остальные голосуют либо из симпатии, либо по совету кого-нибудь. В сельской местности главный советчик — это мулла. Селяне обычно голосуют за исламистов, консерваторов, в отличие от жителей городов и людей, имеющих образование.

Так как Раиси поддерживает аятолла Хаменеи, возможны определенные нарушения в процессе голосования, как это было в 2009 году, когда административный ресурс явно сработал в пользу тогдашнего президента Махмуда Ахмадинежада. Это вызвало волнения в Тегеране и в некоторых крупных городах, которые были подавлены силой. Насколько можно судить по иранским СМИ, власти учли такой вариант и усилили полицейский режим в городах».

И все-таки я бы отдал предпочтение президенту Роухани, который может победить, но с небольшим отрывом.

Если президентом останется Роухани, то во внешней политике Ирана не будет значительных изменений. В отношениях с США очень многое будет зависеть от действий администрации Трампа и него лично. Конечно, антииранские высказывания и действия президента Соединенных Штатов не создают хорошую атмосферу в Иране. Откровенно говоря, часть иранских избирателей, которая «обременена» интеллектом, относится к Западу довольно благожелательно. Но политика Трампа снижает этот уровень благожелательности и дает определенный козырь в руки радикальных консерваторов и исламистов.

Что касается России, безусловно, Роухани, который лично знает президента Путина, сохранит наши хорошие отношения и даже может улучшить их. Но если в 2013 году Роухани одержал мощную победу прямо в первом туре, то в этот раз такого, конечно, не будет, и давление его противников не даст ему возможность более четко и открыто проводить свою политику.

Если победит Раиси, то может случиться самое плохое. Будет жесткая линия в отношении США и Запада. Это может привести к выходу из ядерного соглашения. Вполне вероятно, что отношения Ирана с соседями и с США окажутся на грани войны. Что касается России, то в первый период, скорее всего, будет продолжаться политика Роухани. Некоторое время уйдет на знакомство президентов, министров и бизнеса. А затем затишье в российско-иранских отношениях может перерасти либо в негативные, либо в позитивные шаги».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27397 от 20 мая 2017

Заголовок в газете: Иран между «черным» и «белым»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру