"Нет таких планов. Тема закрыта", - заявил Медведев рабочим во время посещения завода в Санкт-Петербурге. И обнадежил, что россиян будут стимулировать обзаводиться потомством более гуманными методами.
"Невский завод" за 160 лет истории успел несколько раз поменять свою специализацию. Сначала здесь производили чугун и артиллерийские снаряды, потом паровозы, а перед русско-японской войной - военные корабли, в том числе миноносцы, принимавшие участие в Цусимском сражении.
Своим нынешнем профилем завод обязан плану ГОЭРЛО. Курс на электрификацию всей страны требовал укоренного производства принципиального нового оборудования - компрессоров, газодувок, турбин и паровых котлов. Примерно такой же ассортимент продукции только более современный предприятие выпускает и поныне.
- От газовой конфорки на кухне и до магистральных трубопроводов - все работает на наших машинах, - с гордостью похвалился зам гендиректора завода Денис Хрусталев.
Дмитрию Медведеву показали последнюю и самую впечатляющую (для обывателя прежде всего своими размерами) разработку - мощнейшую газовую турбину "Ладога", аналогов которой нет стране. Придумали ее, правда, в Дженерал Электрик, у которого Невский завод приобрел лицензию.
К счастью, основные технологии американцы успели передать еще до введения санкций. И сейчас производство почти 100% деталей и механизмов локализовано в Санкт-Петербурге. "Ладога" уже используется в газовом проекте "Сахалин". А в перспективе ее собираются поставлять строителям "Северного потока-2", если, конечно, прокладку этого газопровода согласует Евросоюз.
Ознакомившись с самой сложной частью турбины - монокристаллическими лопатками, которые до сих пор не поддаются импортозамещению, Дмитрий Медведев двинулся в агрегаторный цех, где его уже ждали рабочие. В прежние времена отношения местного пролетариата с властями складывались не самым лучшим образом. Можно даже сказать, что именно в этих стенах зародилась Октябрьская революция: не случайно уже в 1922 году Невский завод одним из первых в стране получил имя Ленина. Но через сто лет потомки бывших пассионариев встречали Дмитрия Медведева робкими улыбками и заранее отрепетированными вопросами.
- А правда в СМИ пишут, что правительство собирается ввести налог на бездетность? - поинтересовалась у главы кабмина дородная женщина в фирменной одежде.
- В СМИ много чего пишут, и часто совсем не то, что обсуждается, - с готовностью парировал ДАМ, - Планов таких нет, тема закрыта. Так что мужчины, да и женщины могут быть совершенно спокойны.
Вместе с тем, Медведев добавил, что, когда он сам вступал в большую жизнь, такой налог был. И, судя по всему, тогда это было актуально для будущего премьера, потому что он даже название запомнил: "Для холостяков, одиноких и малосемейных".
По словам ДАМа, вместо налога на бездетность, который, напомним, предлагал ввести Институт демографии, правительство собирается разработать другие стимулы повышения рождаемости - в частности, специальную программу для тех, кто только собирается обзаводиться первым ребенком.
Это актуально, как минимум, по двум причинам. Во-первых, россиянки подобно жительницам многих развитых стран не спешат становиться мамами: сейчас это обычно происходит ближе к тридцати годам, а некоторые ждут и до сорока.
Во-вторых, в детородный возраст вступило малочисленное поколение начала 90-х годов. Если они тоже будут активно делать карьеру, а не рожать детей, то Россию и ее экономику ждет незавидная судьба. Через 20 лет благодаря увеличению продолжительности жизни стариков будет много, а людей трудоспособного возраста, зарабатывающего им на пенсии, мало.
Впрочем, рассказать, как именно правительство собирается стимулировать первые роды Дмитрий Медведев, не успел. Рабочие уже спешили задать новый вопрос про МРОТ, который, как уже не раз говорил премьер, будет расти и в течение двух лет должен сравняться с величиной прожиточного минимума. Но ничего не поделаешь: по просьбам трудящихся пришлось повторить еще раз.
- Сейчас МРОТ 7,5 тыс руб. К июлю он вырастет до 7,8 тыс. Но вы почему это спрашиваете? У вас же, я надеюсь, зарплаты гораздо больше, чем минималка? - озабоченно спросил ДАМ.
- Нормальные зарплаты, - уклончиво отвечали рабочие. Но размер, стушевавшись под грозными взглядами начальства, решили не называть.
- Ну спросите меня что-нибудь интересное? - пытаясь разговорить собеседников, подначивал премьер. Но, не добившись результата спросил сам:
- А как погода у вас?
- Погода питерская, - лаконично отвечали рабочие и снова покривили душой: за окном светило ослепительное солнце.