При этом украинские СМИ стараются не акцентировать внимание на том, что данный безвизовый режим распространяется только на туристические поездки и не дает права на работу или учебу в странах ЕС. Более того, в Соглашении есть пункт, что в случае увеличения потока нелегальной миграции безвиз отменяется в одностороннем порядке при желании хоть одной страны — члена ЕС.
Однако обеспеченным украинцам теперь действительно легче посетить страны Европы, избежав бюрократических проволочек, с которыми сталкивались при подаче заявления на «шенген». Хотя на границе потребуются те же справки — о наличии средств, медицинская страховка, приглашение — что прежде требовались для получения виз. Впрочем, от общего числа населения Незалежной воспользоваться нововведением смогут лишь единицы процентов. Согласно официальным данным украинского Минфина, средняя зарплата по стране в марте составила 6752 гривны, это чуть меньше 250 евро.
Если вычесть из этой суммы оплату ЖКХ (в отопительный период квартплата среднестатистической «двушки» составляет около трех тысяч гривен), еду и другие ежемесячные траты, вроде Интернета и сотовой связи, то практически ничего не останется. Рядовым украинцам придется откладывать годами, чтобы накопить на долгожданный отпуск в Европе. Даже в лучшие времена, по данным Киевского международного института социологии, лишь 17 процентов украинцев ездили куда-либо, не считая Россию, Турцию и Египет.
Но президент Незалежной считает получение безвиза главным своим достижением. Он уже назвал решение Совета ЕС «возвращением домой после долгого и изнурительного путешествия». Он отметил, что это большой шаг на пути к европейской интеграции, который Украина наконец-то совершила.
На событие отреагировали и в российском МИД. Заместитель Сергея Лаврова Алексей Мешков сравнил одобрение безвиза с «морковкой на веревочке». Он признал, что теперь процедура въезда в страны ЕС для украинцев станет чуть-чуть более облегченной, но в корне ничего не поменяется: для долгосрочных поездок или разрешения на работу придется проходить процедуру получения визы по полной.
«МК» спросил у украинских и российских политологов, какую идею фикс теперь будет вынашивать истеблишмент Незалежной, ведь национальная победа, как назвал ее Петр Порошенко, уже достигнута.
Денис Денисов, политолог:
— На Украине решение преподносится как первый шаг в европейское сообщество. Однако это находится только на уровне лозунгов. Непосредственно самим безвизом смогут воспользоваться только 3 процента украинцев, которые имеют средства для поездок в Европу. Очевидно, что следующая цель, которая будет оглашена, станет вхождение Украины в ЕС. Так как для этого потребуется большое количество времени, то действующая власть сможет долго использовать ее в качестве новой морковки для населения.
Михаил Погребинский, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии:
— Теперь украинским властям придется поддерживать стабильную экономическую ситуацию кредитами МВФ и европейских банков, чтобы избежать возможного дефолта. Это задача номер один. Если закрыть на это глаза, то случится так, что российская точка зрения окажется правильной. Ведь в России принято считать, что Украина сейчас находится в чудовищной ситуации, а стране, которая выбрала для себя в качестве главной цели интеграцию в Европу, нельзя этого допустить.