Дело в том, что за последние полгода взгляды Трампа менялись неоднократно. Во время предвыборной кампании он по понятным причинам занимал откровенно произраильскую позицию, собираясь, как только придет к власти, добиться официального признания Иерусалима единой и неделимой столицей израильского государства.
В феврале Трамп внезапно огорошил мировое сообщество заявлением о том, что не держится за общепринятую (в том числе самим Вашингтоном) формулу "два государства для двух народов" и готов рассмотреть альтернативные концепции разрешения конфликта.
А неделю назад на встрече с Махмудом Аббасом президент США ограничился малосодержательным обещанием в ближайшее время посрамить пессимистов, утверждающих, что самая тяжелая сделка на земле - это достичь соглашения между израильтянами и палестинцами. "Давайте проверим так ли это!" - запальчиво воскликнул он, объявив о "старте" процесса, который, как выразился хозяин Белого дома, приведет к миру. Однако в чем будет заключаться этот процесс и как планируется достичь высокой цели никто, включая самого Трампа, похоже, так и не понял...
Не удивительно, что, пообщавшись с президентом США, который за короткий срок успел ввести в ступор уже несколько иностранных лидеров, Махмуд Аббас поспешил поделиться впечатлениями с Владимиром Путиным, чья позиция по палестинскому вопросу давно не является секретом.
- Палестинцы всегда чувствуют, что вы вместе с нами. Позиция России в этом смысле твердая, она неизменна с самого начала и по сей день, - с благодарностью заявил Аббас в начале переговоров с Путиным в сочинской резиденции "Бочаров ручей".
Как и большинство стран, Россия является приверженцем создания независимого Палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Чтобы приблизить конфликтующие стороны к достижению этой цели, Владимир Путин в прошлом году пытался инициировать палестино-израильские переговоры на высшем уровне в Москве. Но его дипломатические усилия не увенчались успехом.
Многие аналитики считают, что застарелые враги, Аббас и израильский премьер Биби Нетаньяху, в принципе не способны привести свои народы к миру, и, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, необходима смена элит. Тем не менее Россия продолжит работать над урегулированием одной из ключевых проблем современного мира, заявил в Сочи ВВП.
Другой важнейшей составляющей российско-палестинского диалога остаются вопросы финансовой и гуманитарной помощи. Ежегодно из различных источников Палестинская автономия получает пожертвования в размере около $300 на душу населения, причем одним из крупнейших спонсоров являются США. (Например, в 2016 году Вашингтон выделил Палестине $250 млн, а в последний день президентства Обамы еще $ 221 млн). Российские вливания на этом фоне выглядят более, чем скромно (в разные годы от $5 до $10 млн), однако Кремль заслуженно гордится гуманитарными связями с палестинцами, насчитывающими уже почти 125 лет.
Во время визита Аббаса Владимиру Путину в режиме телемоста продемонстрировали один из примеров этого сотрудничества - многофункциональный центр, построенный в Вифлееме на средства РФ.
- Земля под строительство этого центра была выделена на улице Путина, - рассказал Аббас, - Кроме того, в знак моей личной признательности принято решение назвать именем Владимира Путина руководящий орган этого центра - Ассоциацию делового и культурного сотрудничества.
ВВП эти знаки внимания оставил без комментариев, а про сам комплекс сказал, что это еще одно "свидетельство подлинно крепкой дружбы между нашими народами". Палестинская молодежь, по его словам, теперь сможет ближе познакомиться с российской историей и культурой, а также заняться дзюдо, которое с подачи самого Путина теперь считается "президентским" видом спорта.