Формально отставка Коми связана с расследованием относительно фактов использовании Хиллари Клинтон служебной электронной почты для отправки личных писем. В июле прошлого года глава ФБР заявил, что дело должно быть закрыто. Этим, по мнению Розенстайна, он «узурпировал» полномочия генпрокурора, хотя и не имел права делать подобные заявления. Любопытно, что в конце октября Коми заявил о новых фактах в «деле Клинтон» и о необходимости возобновления расследования. Позднее экс-госсекретарь отмечала, что именно действия ФБР, помимо прочего, способствовали ее поражению на президентских выборах.
Впрочем, сам факт увольнения Коми сейчас из-за заявлений десятимесячной давности выглядит по меньшей мере странным.
Напомним, в начале этого года глава ФБР заявил, что ведомство еще с августа 2016-го ведет расследование на предмет контактов предвыборного штаба Трампа с представителями России.
Именно с этим многие американские аналитики и увязывают нынешнюю отставку Коми. Добавляет остроты и тот факт, что 11 мая он должен был выступать на слушаниях в сенатском комитете по разведке – всего через день после визита в США главы МИД России Сергея Лаврова.
Джеймс Коми стал вторым главой ФБР, отстраненным решением президента: в 1993 году Билл Клинтон отправил в отставку директора Бюро Уильяма Сешнса – ему в вину вменялось злоупотребление должностным положением.
Читайте материал: Мавр может уйти: президент Трамп прогнал директора ФБР Джеймса Коми
Нынешняя ситуация, очевидно, гораздо более серьезная. И – запутанная, ведь объективно Трампу версия о том, что Коми уволен из-за расследования о «российском вмешательстве», конечно же, вредит. Более того, вновь зазвучали сравнения 45-го американского президента с Ричардом Никсоном, который в ходе Уотергейтского скандала фактически сместил с поста генпрокурора США. Как известно, «Уотергейт» закончился для Никсона печально – он стал первым (и пока единственным) президентом США, добровольно сложившим полномочия досрочно.
«Мотивы увольнения Коми до конца никому не понятны, – отметил в беседе с «МК» научный сотрудник Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН Сергей КИСЛИЦЫН. – Что же касается возможной связи отставки с расследованием (о российском вмешательстве), то здесь строить какие-либо предположения сложно. ФБР ведь не раскрывало деталей расследования (более того, в письме, адресованном Коми, Трамп подчеркнул: глава Бюро трижды(!) уведомлял его, что сам президент в расследовании не фигурирует. – «МК»).
При этом не стоит забывать, что экс-глава ФБР не был лоялен к нынешней администрации, а в Белом доме сейчас сидят своего рода менеджеры. И они исходят из логики того, что, если компанию не устраивает человек, он должен быть отстранен. Возможно, подобные соображения сыграли роль.
С другой стороны, хотя для многих увольнение Коми и стало неожиданностью, некоторые, наоборот, удивились: почему это произошло только сейчас? И пока, как мы видим, ни американские, ни иные аналитики внятно на этот вопрос ответить не могут.
Но спешить увязывать отставку в расследованием о «российском вмешательстве» вряд ли стоит, ведь такой шаг не на руку Трампу. Впрочем, как мы видим, у нынешнего американского президента США нет никакой доктрины – ни во внутренней, ни во внешней политике, он просто «затыкает дыры». Мы помним, что в свое время Фукуяма сформулировал мысль: «если у тебя из инструментов лишь молоток, то все проблемы выглядят как гвозди». Примерно по такой логике и действует Трамп, что мы видим и на примере удара по Сирии, и по борьбе с Obamacare, и в отстранении Коми, которое явно не было взвешенным кадровым решением для еще не сформированной администрации. В этом смысле гораздо более показательным будет то, кого Трамп назначит на пост главы ФБР, это гораздо важнее отставки».
МЕЖДУ ТЕМ
Президент США заявил, что поиск нового директора ФБР уже начат. Пока обязанности руководителя Бюро исполняет Эндрю Маккейб, ранее занимавший пост заместителя Коми. Он работает в ведомстве уже 21 год. На какой срок затянется поиск постоянного главы ФБР – предсказать сложно. Так, например, Флойд Кларк, который заменили в свое время Уильяма Сешнса, исполнял обязанности всего 44 дня. А Луис Патрик Грей, временно возглавлявший Бюро после смерти Джона Эдгара Гувера, продержался на посту и.о. директора почти год.